Родители и дети

НАТО и Грузия: мечты и реальность

Несмотря на то, что еще в декабре Тбилиси вместо ускоренного плана действий по членству в альянсе (ПДЧ) получил утешительный вариант партнерства, тема НАТО и Грузия продолжает вызывать бурные дебаты в международном сообществе.

Сам официальный Тбилиси постоянно убеждает своих сограждан в том, что невступление страны в альянс - скорее отсрочка, связанная с ее внутренней ситуацией. Подыграла грузинскому президенту и бывшая администрация Белого дома: в подписанной 9 января госсекретарем Кондолизой Райс и министром иностранных дел Григолом Вашадзе Хартии о стратегическом партнерстве отмечено, что в плане военного сотрудничества США сделают все, чтобы Грузия полностью соответствовала стандартам НАТО.

Москва не скрывает своего беспокойства относительно этой темы. Накануне, 28 января, высокопоставленные российские дипломаты обсуждали взаимоотношения альянса и Грузии дважды.

Постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин, несмотря на наметившееся потепление отношений с альянсом (26 января состоялось неформальное заседание совета Россия - НАТО, который по инициативе этой организации приостановил работу во время войны в Южной Осетии), вновь довольно жестко оценил ситуацию.

«Прежде, чем развивать с НАТО глубокое военное сотрудничество, Россия рассчитывает получить от альянса объяснения в связи с его позицией в отношении Грузии», - цитирует газета ВЗГЛЯД Рогозина, который дал интервью газете «Красная звезда».

Он отметил, что после агрессии против Южной Осетии отношения грузинского руководства с НАТО, безусловно, изменились в худшую сторону. «И, тем не менее, отказываться, открещиваться от прежнего плана никто в Брюсселе явно не намерен. Грузия для НАТО важна как определенный форпост на Южном Кавказе, этого никто не отменяет», - говорит Рогозин.

Треугольнику Грузия-Россия-НАТО вчера была посвящена и часть выступления главы российского МИД Сергея Лаврова в Совете Федерации. По его сведениям, сообщает ИТАР-ТАСС, в НАТО крепко задумались над тем, как дальше вести дела с Грузией.

При этом Лавров напомнил, что администрация Буша пыталась окольным путем затащить Грузию и Украину в альянс, не прибегая к Плану действий для членства в нем.

«Думаю, что эти попытки не разделяют большинство членов НАТО, - отметил Лавров. И резюмировал. - Надеюсь, что они будут руководствоваться не искусственно созданными геополитическими проектами по вопросам безопасности».

Насколько реальна эта надежда? Ведь, как известно, уже в мае-июне текущего года в Грузии впервые состоятся военные учения НАТО «Cooperative Longbow / Cooperative Lancer 2009» в рамках программы альянса «Партнерство во имя мира».

Между тем буквально на днях министр обороны Польши Радослав Сикорский, один из кандидатов на пост генсека альянса, заявил, что эта организация совершенно не стремится к дальнейшему расширению, а членство Украины и Грузии - «достаточно отдаленная перспектива».

"У НАТО сейчас нет желания принимать Украину и Грузию. Есть только желание поддерживать их на пути к самореформированию. Но я уверен, что все наши институты - и ЕС, и НАТО - сейчас устали от расширения", - сказал Сикорский британской газете Daily Telegraph, сообщили РИА Новости.

К тому же, по его мнению, расширение НАТО осложняется последствиями разразившегося в мире финансового и экономического кризиса.

Аналогичной точки зрения, как сообщило ИА GHN, придерживается, судя по его интервью украинскому изданию "Дни", и американский политолог Збигнев Бжезинский (кстати, когда-то работавший в должности советника президента по безопасности, почетный доктор, среди прочих, и Тбилисского государственного университета). "Вступление Грузии и Украины в НАТО в ближайшее время связано с серьезными проблемами», - отметил он.

Официальный Тбилиси пока не комментирует перемену отношения к себе со стороны альянса. Другое дело - персоны, которые вне власти.

Так, эксперт по военным вопросам Ираклий Сесиашвили сообщил агентству GHN:

"Заявление министра обороны Польши о небольших шансах Грузии на вступление в НАТО не вызывает тревогу, поскольку мы и так знаем, что существуют серьезные проблемы. Однако тут же отмечу, что никому не известно, как будут развиваться события. Мы никогда не подумали бы, что Соединенные Штаты оформят с Грузией Хартию о сотрудничестве, но соглашение было оформлено. Также туманен и вопрос вступления в НАТО".

Бывший глава грузинского МИДа, ныне директор Центра стратегических исследований Ираклий Менагаришвили отметил:

"Для вступления в Северо-Атлантический альянс Грузии и Украине придется много работать. И заявление министра обороны Польши еще раз показывает, что Грузия больше внимания должна уделять, как развитию демократических процессов, так и военной сфере. Позиция Радека Сикорского не создаст Грузии дополнительных проблем на пути вступления в НАТО".

В общем, судя по всему, все точки над «i» в этом вопросе будут расставлены не скоро.

Однако «перезапуск» российско-американских отношений в ближайшее время вполне вероятен в связи с приходом к власти нового президента США. Буквально на днях российский премьер Владимир Путин в интервью Bloomberg Television выразил «осторожный оптимизм» по поводу перспектив в отношениях России и Штатов. Мол, он чувствует «некоторые сигналы», свидетельствующие о том, что Барак Обама пересмотрит приоритеты американской внешней политики, в частности, по поводу размещения ПРО в Европе и членства Украины и Грузии в НАТО.

Ирина Пташковская