Перед началом переговоров и Россия, и Грузия заявляли о том, что основной темой предстоящих дискуссий должен стать договор о неприменении силы. Более того, Москва предложила выступить гарантом неповторения событий августа 2008 года. Однако Тбилиси в очередной раз продемонстрировал свое нежелание договариваться и вновь потребовал от России заявления о неприменении силы в отношении Грузии. "Позиция России на встрече оказалась более жесткой, чем когда-либо за все три года существования женевских дискуссий", - посетовал заместитель министра иностранных дел Грузии Сергей Капанадзе. По его словам, грузинской стороне требуется время, чтобы проанализировать эту "новую тактику России".
А чего, собственно говоря, ожидали грузинские дипломаты? В Москве уже не раз говорили, что агрессию в Южной Осетии три года назад развязала именно Грузия. Значит, она и должна задокументировать свои мирные намерения, о которых тут и там трубит президент Михаил Саакашвили. Но, судя по всему, грузинский лидер попросту занимается откровенным политиканством.
Ранее мы писали: Тупик имени Саакашвили
Как рассказал присутствовавший на переговорах замглавы МИД России Григорий Карасин, в ответ на инициативу Москвы представители Грузии просто сказали - "это не решает никаких проблем". "Тбилиси по-прежнему необходимо заявление от России о неприменении силы, что повторяет уже всем известную позицию, которая, на наш взгляд, является абсолютно неконструктивной", - поясняет российский дипломат. Свою инициативу Москва считает эффективной, так как она подразумевает неприменение силы самими гарантами, а также ответственный мониторинг в этой сфере на региональном уровне. Карасин уверен: солидное трехстороннее заявление в поддержку этих обязательств пресекло бы подходы любых политических сил или групп в регионе к возможным авантюрным решениям.
Таким образом, в переговорах по документу о ненападении Москва идет на несколько компромиссов. Во-первых, как сказал Карасин, гаранты мира на Кавказе также обязаны не применять силу. Во-вторых, замглавы МИД России подчеркивает, что мандат механизмов по предотвращению и реагированию на инциденты, действующий сейчас на обеих границах, можно было бы расширить. И это бы действительно стало эффективным инструментом мониторинга. Официальный Тбилиси не раз выступал за возвращение западных миссионеров на Кавказ, и поддержать эту идею, казалось бы, грузинская сторона должна была непременно. Ан нет. Вместо этого, отвергая все предложения, Грузия продолжает наращивать военный потенциал на границах с Абхазией и Южной Осетией, осуществляет полеты беспилотников над территориями закавказских республик и засылает туда диверсионно-разведывательные группы.
Ранее мы писали: Женевский приступ тбилисских шантажистов
Теперь, похоже, вся надежда - на международных посредников. Накануне Россия предложила Соединенным Штатам и Евросоюзу также выступить гарантами безопасности на Кавказе, что придало бы дискуссиям, как считает Григорий Карасин, дополнительную динамику. Ответ получен, но он оказался не вполне вразумительным. "Мы считаем, что подключение США и ЕС к поддержке таких обязательств отрезвило бы грузинское руководство от агрессивных планов. Их реакция была невнятно негативной, но прямого отказа от того, чтобы подумать над этим предложением, не прозвучало. Это нас приводит к выводу, что шансы на то, что мы продолжим обсуждение этого варианта, сохраняются", - сказал дипломат и добавил: Москва предложила партнерам еще раз подумать об этом предложении.
Что же касается реакции Цхинвала и Сухума на упрямство Тбилиси, то делегация из Южной Осетии уже предложила временно приостановить женевские дискуссии до появления в Грузии власти, способной вести диалог по проблеме укрепления безопасности. А о том, как оценивают завершившиеся переговоры в Абхазии, корреспонденту GeorgiaTimes рассказал глава МИД закавказской республики Максим Гвинджия. "Мы ждем возвращения нашей делегации в Сухум, дабы узнать все подробности состоявшихся дискуссий, но уже понятно, что Грузия продолжает политизировать обсуждаемые на переговорах вопросы", - подчеркнул он. При этом наш собеседник полагает, что и без подписания каких-либо документов российская сторона уже выступает гарантом невозобновления войны. А отвечая на вопрос о возможном подключении к инициативе Москвы других международных посредников, Гвинджия отметил: "Очевидно, что ни у Евросоюза, ни у США такой готовности пока нет".