Атаки на Олимпиаду со стороны официального Тбилиси начались достаточно давно. И орудием крупнейшего калибра местные политики посчитали "черкесский вопрос" - одну из самых щекотливых проблем на Северном Кавказе. Правда, Грузия влезла в эту тему с грацией бегемота, пытающегося удержаться на тонком льду. Да и в поиске союзников тамошним дипломатам не повезло. Более или менее значимые организации, представляющие интересы черкесов не только в России, но и по всему миру, так и не пошли на контакт с грузинскими эмиссарами. Пришлось им ограничиться связями с различными сомнительными личностями. Которые, в свою очередь, рады были такому вниманию, но существенного влияния на ситуацию оказать не могли по определению.
Сейчас же, чтобы избежать каких-либо спекуляций, на сцену вышли действительно влиятельные фигуры. Члены Международной черкесской ассоциации давно выражали свою поддержку проведению Олимпийских игр в Сочи, и вот они наконец вместе с Союзом абхазских добровольцев КБР оформили свои предложения. В опубликованном ими меморандуме нет ни слова о бойкоте Игр. Более того, отмечается необычайная значимость соревнований, которые должны дать толчок развитию Северного Кавказа. "У нас цель одна - поддержать Олимпиаду, потому что это значительно усилит престиж государства, региона и адыгских народов. Я стою на этой позиции очень давно и останусь верен ей", - сказал в интервью GeorgiaTimes лидер организации "Адыгэ Хасэ" КБР Мухамед Хафицэ.
"Мы делаем акцент на том, что необходимо работать с местной властью, руководством соседних регионов и России, чтобы найти точки соприкосновения в пользу проведения Зимних Олимпийских Игр. И я уверен, что в Москве разумно подойдут к этому вопросу, захотят услышать нашу позицию и сядут за стол переговоров, чтобы прийти к устраивающему всех решению", - добавил он.
Хафицэ рассказал и о том, что в меморандуме, созданном при его участии, есть несколько основополагающих пунктов. Во-первых - проведение в сочинском регионе траурных мероприятий в память черкесов, погибших во время Кавказской войны в XIX веке. Во-вторых - включение в Олимпийскую символику элементов черкесской культуры. Кстати, такие прецеденты не редкость: во время Игр в Сиднее, Пекине и Ванкувере организаторы пошли на аналогичный шаг.
Глава "Адыгэ Хасэ" подверг критике действия некоторых представителей черкесского народа, которые выступают за бойкот Олимпийских игр. "Мы за разумный диалог. В пользу нашего народа, а не во вред ему. А те молодые люди, которые вопят в Интернете и обвиняют всех и вся в измене интересам черкесов, мало что понимают в этой ситуации. Некоторые такие "крикуны" и вовсе прошли специальную подготовку для компрометирования Игр. Но их, к радости нашей, очень мало", - сказал наш собеседник.
Мухамед Хафицэ не смог обойти и попытки Грузии использовать "черкесский вопрос" в своих интересах. По его словам, все действия Тбилиси продиктованы исключительно политическими мотивами. "Если бы Грузия хотела помочь нам, она бы сделала шаги в этом направлении ещё давно. К примеру, в 1992 году не вторглась бы в Абхазию, и не шла бы на другие провокации. Так что признание парламентом Грузии геноцида черкесов, установление мемориала в Анаклиа и последующие мероприятия нельзя считать искренним желанием политиков из этой страны оказать содействие нашему народу", - подчеркнул он.
Председатель "Адыгэ Хасэ" также выразил сомнение в том, что грузинской дипломатии удастся нанести серьезный вред имиджу Олимпиады и добиться масштабного бойкота ИГР. "Конечно, бывали случаи, когда спортсмены не приезжали на соревнования в связи с какими-то политическим причинами - стоит вспомнить Москву-80 и Лос-Анджелес-84. Тоже самое может случиться и в 2014-м году, но исключительно со стороны Грузии. Чему не стоит придавать слишком большого внимания", - добавил Мохамед Хафицэ.