Хомяковым.
История Сакартвело в Содружестве Независимых Государств насчитывает всего 15 лет. Войдя в состав СНГ одной из последних, Грузия рассчитывала тем самым решить проблемы с Абхазией и Южной Осетией, которые еще в 1994 году говорили о своем праве на независимость. Все изменилось с приходом к власти в республике Михаила Саакашвили. Новый грузинский правитель стал марионеткой Запада, взяв курс на мифическую евроинтеграцию. Дождавшись в итоге удобного момента, то есть признания Россией независимости двух закавказских республик, Тбилиси объявил о выходе из Содружества.
Грузинские правители прекрасно осознавали, что повлечет за собой столь решительный шаг. Ведь основными рынками сбыта продукции из Сакартвело всегда были именно страны СНГ. Возможно, именно поэтому Тбилиси вскоре заявил о своем желании остаться в 75 договорах и соглашениях в рамках Содружества, в том числе таких важных, как зона свободной торговли. Но, по мнению некоторых экспертов, выйти на прежний уровень сотрудничества с давними партнерами, покинув СНГ, Грузия уже не сможет.
Читайте также: Грузия-СНГ: никогда не говори "никогда"
А найти новые рынки сбыта своей продукции Сакартвело пока не удается. Не так давно заместитель министра экономики и устойчивого развития Арчил Кекелия заявил о том, что республика намерена сотрудничать с Китаем в области энергетики, сельского хозяйства, фармацевтики и транспорта. "Мы пытаемся привлечь часть инвестиций в Грузию, тем более что в нашей стране созданы все условия для того, чтобы китайский бизнес чувствовал себя хорошо. Если все пойдет так, как мы планируем, то несколько сотен миллионов долларов будут вложены в Грузию", - отметил он, добавив при этом, что в течение прошлого года спрос на грузинское вино в Китае превысил миллион литров, а через пару лет этот показатель должен удвоиться. Однако, согласно официальной статистике, лидером по закупкам вина из Грузии в 2010 году стала Украина - почти 7,5 миллионов бутылок. На втором месте оказался Казахстан - около двух миллионов. Далее шли Белоруссия (1,2 миллиона), Польша (900 тысяч) и Латвия (600 тысяч).
Миллионы долларов, миллионы литров... Все это замечательно, но если Сакартвело представляет такой интерес для тех же китайцев, то почему в республике процветает нищета и безработица, а страна живет только за счет иностранных дотаций? Как отмечает эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко, этому есть логическое объяснение. "Непонятно, кто будет инвестировать в грузинскую экономику, поскольку неизвестно, какой в перспективе будет отдача, - размышляет он. - Сейчас Саакашвили пытается сделать ставку на туристический сектор, и туда будут направлены все усилия. Но вопрос в том, насколько благоприятна среда для инвестирования иностранных капиталов в этой сфере. Все равно Грузия была и остается частью постсоветского пространства, хочется того Саакашвили или нет. Это и инвестиции, и рынок сбыта. Как бы он ни пытался выйти из СНГ, Грузия настолько плотно интегрирована в Содружество, что если серьезные инвестиции и пойдут, то лишь оттуда".
Читайте также: Восточная сказка "Михаила - Объединителя"
А Михаил Сакашвили все продолжает повторять, что выход из СНГ стал полезным для страны. "Люди поняли, что можно жить, в принципе, независимо, и это какой-то выход, как бы бегство из какого-то пространства. Лучше, чтобы тебя никто не держал даже за части твоего тела. Лучше быть на своих собственных. И в каком-то смысле выход из СНГ это и олицетворяет для нас", - говорит он.
От чего стал независим Мишико - большая загадка. За шесть месяцев этого года внешнеторговый оборот Грузии со странами СНГ составил 1,419 миллионов долларов, что на 47 процентов превышает показатель за январь-июнь 2010 года, а в тройку главных торговых партнеров Тбилиси по-прежнему входят Азербайджан и Украина. Так в чем смысл ухода из СНГ?
На эту тему корреспондент GeorgiaTimes говорил с известным российским экспертом Валерием Хомяковым. По его словам, экономика Грузии вошла в полное противоречие с политикой. "Зачем уходить оттуда, где ты можешь продать свои товары? Видимо, в Тбилиси думали, что им поможет Запад, а политическая элита будет балдеть, пить вино и коньяки, - говорит наш собеседник. - Не получилось. Саакашвили ушел из СНГ, рассорился с Россией, нашел себе друга Лукашенко. Но экономика ведет себя иначе, независимо от каких-то его политических действий. Это лишний раз подтверждает слабость Саакашвили как главы государства. Экономика Грузии как сложилась, так она и пытается выживать, несмотря на глупости президента".
По словам Валерия Хомякова, вряд ли в Европе кто-то ждет грузинские товары. "Даже замечательному вину, которое я обожаю, очень трудно пробиться на европейский рынок, - полагает эксперт. - Там доминирует Франция, Италия, Испания и Португалия. Что еще может продать Грузия? Фрукты. Но кому они нужны в той же Европе или на Ближнем Востоке?"