«Хартия будет работать, - сообщил он 11 января в эфире телекомпании «Имеди». - Главная ее нагрузка - это сигнал, который Америка отправила России в ответ на разговоры, что Грузия находится в сфере ее стратегических интересов. Совершенно однозначно, что США помогут Грузии защитить саму себя. Я не хочу на данном этапе говорить, какие формы это приобретет. Это будет неправильно. Но кроме военного компонента существует множество других компонентов - политический, экономический, дипломатический и так далее».
По мнению министра, в ответ на соглашение Москва обязательно ответит. Разумеется, негативно.
«Россия пока молчит, в первую очередь потому, что занята Украиной, и потому, что совсем недавно имела с Грузией не газовую, а совсем другую войну - с танками, бомбами и так далее. Думаю, на этом этапе она занята разборкой вопросов с Украиной и Европой, но это не означает, что мы должны сидеть спокойно. Я думаю, больше всего провокаций ожидается на так называемых административных границах с цхинвальским регионом и Абхазией».
По его словам, в арсенале России заготовлены «сюрпризы» для Грузии, и Москва не ограничится созданием атмосферы напряженности в конфликтных регионах страны. Впрочем, отметил Якобашвили, «выбор Грузии правильный, и никакие провокации его не изменят».
Первой на слова министра откликнулась Абхазия. МИД республики назвал хартию продолжением «неразумной политики» Грузии.
«Это провокационный ход, ведущий к обострению отношений с Россией, - оценил документ глава внешнеполитического ведомства Сергей Шамба в интервью телекомпании «Рустави 2». - Грузия продолжает провокационную политику, которая уже принесла для нее плачевные результаты».
По его словам, Грузии «надо самой думать, как вести себя в регионе и жить с соседями».
Якобашвили, в свою очередь, тоже не смолчал.
«Хартия США-Грузия для абхазского этноса является перспективой развития и лучшего будущего, и будет хорошо, если абхазская сторона использует этот шанс», - цитирует abkhazeti.info.
Тем временем в СМИ появилась и неофициальная реакция России. Вовсе не такая острая, как предрекал Якобашвили. Некий информированный источник ИТАР-ТАСС в МИДе сообщил, что документ не имеет юридически обязательного характера и не содержит ничего нового. По его словам, хотя в Тбилиси стараются представить хартию в качестве крупного достижения, им приходится делать «хорошую мину при плохой игре».
«Речь идет, скорее, о некоем резюме всего того набора пропагандистских клише, которые в последние годы использовались в информационном обеспечении отношений Тбилиси и Вашингтона, - сообщил источник. - Здесь и партнерство во благо двух народов, и общность демократических ценностей, и интеграция Грузии в евроатлантические институты, и укрепление международной безопасности, и развитие энергетической инфраструктуры».
В целом это высказывание российского дипломата схоже с мнением ряда грузинских политологов и некоторых оппозиционеров.
Наибольший скептицизм вызывают положения хартии, которые должны способствовать безопасности Грузии.
«Речь идет о бутафории, - отметил 11 января в интервью «Коммерсанту» генсек лейбористской партии Иосиф Шатберашвили, - с целью успокоить народ и внушить ему мысль о том, что в случае новой агрессии России США якобы окажут Грузии военную помощь. Но какую помощь способны оказать США своим союзникам, мы все убедились в августе».
По мнению лейбористов, хартия по большей части содержит моменты пропагандистского характера, нежели ориентирована на реальные результаты.
Хартия между США и Грузией всего лишь подытожила все те направления, в которых и раньше шло сотрудничество властей Грузии и США. Такое мнение высказал эксперт Гия Хухашвили.
По его словам, они пытаются укрепить это сотрудничество до вхождения в Белый дом нового президента.
"Ничего не имею против этого, но это довольно обобщенные желания. Хотел бы, чтобы было больше конкретики. В хартии ничего нового нет. По тому же военному направлению сотрудничество между Грузией и США было довольно интенсивным, просто не была оформлена хартия. Не думаю, чтобы с этой точки зрения что-либо изменится. О том же торговом режиме и раньше были разговоры", - подчеркнул эксперт.
Вместе с тем официальный Тбилиси начал готовить ряд документов, которые должны конкретизировать общие положения хартии. Когда и в каком виде они будут подписаны - пока неизвестно.
Сергей Чайкин