Пожалуй, одним из самых интересных пунктов в программе, представленной государством оппозиционной "восьмерке", можно назвать финансирование несогласных действующим режимом. Дело в том, что партиям Национальный форум, "Новые правые", "Путь Грузии", "Христиан-демократическое движение", "Наша Грузия - Свободные демократы", Консервативная партия, Республиканская партия и Партия народа власти пообещали по миллиону лари на избирательную компанию. Впрочем, как заявляют лидеры партий "восьмерки", это требование было изначально заложено в базовую программу.
"В том документе "восьмерки", который был положен на стол переговоров, речь шла о финансировании партий после результатов, - цитирует GHN представителя "Новых правых" Мамуку Кацитадзе. - Это было требованием "восьмерки". Власти пошли на это предложение не по своей воле". По его словам, миллион лари - очень весомая сумма для финансирования предвыборной кампании. "Если кто-то скажет, что деньги не нужны для выборов и политики, то он элементарно не разбирается в политике", - добавил Кацитадзе.
Еще одной важной уступкой, на которую пошли власти Грузии, стало увеличение количества депутатов в парламенте со 150 до 190. При этом 83 из них будут избираться по мажоритарной системе, а остальные 107 - по пропорциональной. Впрочем, это скорее не уступка, а компромисс, поскольку изначально оппозиция требовала укомплектовать парламент по пропорционально-мажоритарной системе 100 на 50. В любом случае, подмечают несогласные, это лучше существующей на сегодня системы 75 на 75.
Ранее мы писали: Оппозиционная "восьмерка" ушла в бесконечность
"Несмотря на то, что предложенные условия не полностью отвечают нашим требованиям, мы считаем, что с реализацией этого предложения политические процессы окажутся в лучшем положении, чем были до сих пор", - заявил один из лидеров Христиан-демократов Ника Лалиашвили. Он также подчеркнул, что у грузинской оппозиции есть довольно печальный опыт радикального соревнования с "Национальным движением", в котором, как правило, всегда победителем выходила правящая команда, поэтому категоричность в данном случае была бы неприемлема. По мнению Лалиашвили, если руководствоваться принципом "все или ничего", политические процессы зайдут в тупик, а режим Саакашвили поведет страну к полной изоляции и "недемократическому" правлению.
И Лалиашвили, и Кацитадзе сходятся во мнении, что оппозиционная "восьмерка" выполнила свою задачу и стала частью истории Грузии. Правда, грузинские эксперты расходятся во мнении о столь положительных оценках деятельности объединения. Политолог Рамаз Сакварелидзе считает, что "восьмерка" была создана для того, чтобы получить результат по избирательному климату, поэтому их задача выполнена. "Так что существование такого субъекта, как "восьмерка", больше не нужно", - говорит он. Со своей стороны, политолог Сосо Цискаришвили заявил о том, что он правящая команда использовала свое предложение для развала "восьмерки". "Я не хочу кого-то оскорблять, однако у меня нет сомнений в том, что для властей альтруизм не характерен", - сказал он.
Ранее мы писали: Оппозиция к диалогу готова
Корреспондент GeorgiaTimes связался с грузинским парламентарием Петре Мамрадзе и попросил его прокомментировать договоренность между властью и оппозицией. По словам нашего собеседника, одобренный несогласными "пакет" никак не сможет повлиять на ситуацию в избирательной среде страны. "Написанные на бумаге законы уже давно не имеют никакого значения. Власти на них просто не обращают внимания, и последние выборы в органы местного самоуправления в мае прошлого года стали лишним тому доказательством, - сказал Мамрадзе. - Власти вовсе не следовали букве закона и действовали на местах методом террора".
Вместе с тем, парламентарий полагает, что благодаря "восьмерке", во-первых, власти выиграли время, показывая Западу, что демократия в республике якобы развивается, и есть переговоры с оппозицией. "Второе - это формат индивидуальных переговоров, и тут, как мне кажется, власти договорились с "восьмеркой" о том, что последние будут себя хорошо вести, - подчеркнул он. - Взамен им пообещали "осилить" барьер, чтобы пройти в парламент. Считаю, что это меры режима по укреплению своего авторитаризма".