"Национальный совет" воссоздали в ноябре 2007 года, когда акции оппозиционных сил были подавлены подчиненными господина Мерабишвили, и поначалу он включал в себя одиннадцать партий. Сейчас лидерами совета являются консерватор Звиад Дзидзигури и народопартийщик Коба Давиташвили. Но придумал новую концепцию политики соседства руководитель представительства грузинской фракции в Западной Европе Бидзина Гиоргобиани. Кому как не ему знать, чем дышат европейцы и какие чувства испытывают к северному соседу Грузии.
В очередной раз оппозиционеры пытаются убедить Михаила Саакашвили изменить враждебную риторику на конструктивный диалог, готовы предоставить ему эффективные инструменты для достижения результата, раз уж его правительство никак не может найти общий язык с Кремлем. И если раньше Вашингтон исполнял роль третейского судьи, нынче, после смещения американского внешнеполитического вектора, есть все шансы, что на этом посту его сменит европейское объединение. Лидер консерваторов Звиад Дзидзигури уверен, что постоянные провокации России со стороны грузинского руководства грозят обернуться фатальными последствиями для всего региона.
Эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Курдов в интервью GeorgiaTimes поддержал точку зрения грузинского политика: "С одной стороны декларируются общие схемы, а с другой стороны, когда речь заходит о конкретике, то грузинская сторона стоит на железобетонных позициях. Это касается вопроса признания Абхазии и Южной Осетии, вступления России в ВТО, вопроса о том, имеет ли право президент России поздравлять грузинских граждан с победой в Великой Отечественной войне, и признания так называемого геноцида черкесского народа. Когда люди хотят мира, они не таят камень за пазухой, не затевают исподтишка какие-то недружественные акции".
Оно и понятно. Стратегия официального Тбилиси по отношению к народам Российской Федерации не принесет желаемых плодов, и неверная расстановка акцентов с легкостью может обратить Сакартвело в пепел. Геополитика, рассчитанная на дерзость, уже утомила международное сообщество, которое с тоской глядит в кавказский тупик. И Европейскому союзу, который успешно осуществляет взаимодействие, как с Россией и Грузией, так и с частично признанными республиками Абхазией и Южной Осетией, вполне по силам привить враждующим сторонам "идею подключения без признания".
"Подключение не означает признания Сухума и Цхинвала и их экономической интеграции в Европу. Это означает восстановление доверия между народами и поиск таких путей, который сблизят их с Грузией. Если не получится подключения, этим мы окажем содействие политике признания", - рассказал журналистам эксперт Гоги Хуцишвили.
"С моей точки зрения, теоретически эта идея вполне возможна. Когда две конфликтующие стороны не находят взаимопонимания, они ищут посредника. И почему бы в этой роли не выступить Европейскому союзу? Но мне кажется, что в данном случае для улучшения отношений с Россией Грузии надо думать не о том, кто ей может помочь со стороны, а о причинах, по которым испортились отношения. Конфликт не с неба свалился, а был обусловлен той политикой, которая проводилась до этого времени и привела к трагическим последствиям в августе 2008 года. И если кто-то в Тбилиси надеется, что политики ЕС смогут надавить на Москву или выкрутить ей руки, то это наивные надежды. Если же ими движет действительно честное стремление к улучшению, то пусть будут европейские посредники. В конце концов, Европа, которая тоже граничит с Россией, заинтересована, чтобы на континенте стало меньше конфликтных зон, чем сейчас", - объясняет наш собеседник.
При этом сама Европа испытывает серьезные сомнения в том, внемлет ли автократический режим голосу разума. В прошлом году на конференции в Брюсселе комиссар по расширению ЕС и соседской политике Штефан Фюле заявил, что ультралиберальные идеи властей Грузии не совсем соответствуют принципам свободной торговли Евросоюза. И подвергли критике экономическую политику кавказской республики. ЕС пытался добиться от грузинских властей полного включения в ассоциированное соглашение и зону свободной торговли - два направления, которые, по мнению европейцев, являются стрежнем здорового партнерства. Но Михаил Саакашвили продолжает прикрываться исключительно Актом экономической свободы. Видимо, он полагает, что для интеграции в евроструктуры достаточно и этого документа.
Получается, слова российского лидера Дмитрия Медведева о том, что с нынешней властью Грузии вряд ли получится конструктивно вести дела, совсем неслучайны. Поскольку именно недружественные акции, инициированные Тбилиси по отношению к Москве и ее руководству, станут сложной полосой препятствий на пути к стабилизации ситуации в регионе.