каждым годом в эффективность реформ режима Саакашвили грузины верят все меньше. По данным опроса аналитической компании National Democratic Institute (NDI), 44 процента респондентов считают, что в республике напрочь отсутствует демократия. Означает ли это, что оппозиция страны, готовящая весенние акции протеста, может заручиться еще большим количеством сторонников? Об этом корреспондент GeorgiaTimes говорил с лидером "Новых правых" Мананой Начкебия и членом НПО "Собрание общественной экспертизы" Нино Ратишвили.
Ограничение свободы СМИ и подконтрольность судов действующей власти - вот как представляет себе демократию президент Грузии Михаил Саакашвили. А политзаключенные и самоуправство местной полиции лишь дополняют эту безрадостную картину. Но разве этого желали сторонники нынешнего грузинского лидера, когда искренне радовались его приходу к власти?
Как показал опрос NDI, в грузинскую демократию верят только 39 процентов респондентов. У противоположной точки зрения сторонников больше - 44 процента. Разумеется, найдутся те, кто будет пенять на относительно небольшой размер выборки (почти три тысячи человек), но, согласитесь, проведенное в Тбилиси, Рустави, Батуми, Кутаиси исследование в определенной степени можно считать своеобразным срезом грузинского общества. Которое, как оказалось, постепенно устает от сомнительных политических решений своего правителя.
Примечательно, что о столь плачевных для Михаила Николаевича результатах его курса сообщают американцы. Именно Вашингтон все эти годы как морально, так и финансово поддерживал любые демократические устремления лидера Сакартвело. Похоже, теперь Мишико придется искать какие-то отговорки для получения новых траншей из-за рубежа.
А ведь еще в конце прошлого года грузинские телекомпании с нескрываемым восторгом извещали население страны о том, что по итогам опроса организации International Republican Institute жители Сакартвело довольны деятельностью Михаила Саакашвили (77 процентов), считают его лучшим правителем (46 процентов) и хотят видеть премьером после истечения срока президентских полномочий (56 процентов). Судя по данным NDI, заявления оппозиции о том, что власти несколько "исказили" данные исследования в свою пользу, все-таки имеют под собой основания. Тем более что в последнем рейтинге Economist Intelligence Unit (EIU) Грузия и вовсе оказалась в числе стран с так называемой "гибридной демократией" - взрывоопасной смесью демократии и авторитаризма.
Сейчас оппозиция республики готовится к масштабным акциям протеста, которые намечены на май. Представители несогласных уже говорят о том, что при поддержке народа добиться проведения досрочных парламентских и президентских выборов в Грузии будет вполне реально. Но выйдут ли на улицы те самые люди, которые не считают Сакартвело демократическим государством?
Манана Начкебия, лидер "Новых правых": Что касается весенних акций, то моя партия "Новые Правые" как раз не поддерживает митинги. Мы считаем, что революция неприемлема для Грузии. Мы уже испытали на себе, к чему приводят такие встряски. Мы уверены, что куда важнее обеспечить победу оппозиции на выборах. Если говорить об опросах, то они показывают реальную ситуацию в стране. У нас отношение людей к процессу демократизации действительно критическое, они считают, что в Грузии нет демократии. А то, что 73 процента населения называют себя безработными, говорит о том, что экономическая политика фактически провалилась. На многие выводы наводит и исследования NDI. Впрочем, я считаю, что говорить о поддержке оппозиции в ходе весенних акций протеста на основе опросов все же не стоит. Единственное, что способно вывести людей на улицы - это нежелание властей создать такую ситуацию, когда у всех участвующих в выборах политических сил будут равные права.
Нино Ратишвили, член НПО "Собрание общественной экспертизы": Я не думаю, что лишь 44 процента населения страны не верит в демократию. Скорее, так думает абсолютное большинство. В грузинских тюрьмах творится что-то ужасное. Арестовывают тех, кто выходит на митинги. Власти делают все для того, чтобы внушить людям страх. Но я полагаю, что со временем мы его преодолеем. Что будет весной - прогнозировать достаточно сложно. Однако всем, и даже режиму Саакашвили, ясно - что-то произойдет. Разумеется, какие-то вещи можно терпеть, но то, что происходит у нас, это что-то из ряда вон выходящее. И продолжаться так больше не может.