Министр по евроатлантической интеграции Георгий Барамидзе открыл грузинской общественности большую тайну. Пока правительство тратит все силы на вступление в НАТО, Евросоюз скучает без внимания Грузии и постепенно отдаляется от нее. Сам-то Барамидзе в курсе, что принять республику в альянс - минутное дело, а вот спрыгнуть с гор в лоно Европы - сродни цирковому трюку. Да еще и Украина идет к той же цели, причем с опережением. Стоит ли Тбилиси направлять внешнеполитический вектор на Брюссель? На этот вопрос GeorgiaTimes отвечает член Грузинского фонда стратегических и международных исследований Арчил Гегешидзе.
Украина, успехи которой на ниве интеграции в Европу так восхищают Грузию, сама себя такой уж успешной не считает. Наоборот, она рассматривает маленькую кавказскую республику как пример взаимодействия с западными партнерами. Пока власть в Киеве придерживали "оранжевый" Виктор Ющенко и "газовая принцесса" Юлия Тимошенко, НАТО в ускоренном режиме разрабатывало для "незалежной" державы программу вступления в альянс. Американский гегемон уже грезил о том, как развернет в Крыму свои системы ПРО и станет устрашать ими непокорную Россию. Теперь же, когда президентский пост, пусть и со второй попытки, занял Виктор Янукович, международная организация не спешит принимать Украину в свои объятия и отложила этот вопрос на неопределенный срок.
Присутствуя на семинаре парламентской ассамблеи НАТО в Тбилиси, руководитель украинской делегации Андрей Шкиль не удержался и решил открыто заявить о восхищении упорством грузинских властей. "Приятный факт, что Грузия смогла предпринять перспективные шаги, в плане вступления в НАТО. Грузия более успешно стремится к НАТО, чем Украина", - отметил представитель Украины. Какие именно шаги предприняла кавказская республика, кроме того, что ввязалась в бессрочные Женевские дискуссии, уточнять никто не стал. Оно и правильно, ведь сейчас даже сам министр европейской и атлантической интеграции пытается втолковать Михаилу Саакашвили, что правительство начало двигаться по неправильному пути.
"Все зависит от конкретной конъюнктуры, когда все-таки будет поставлен вопрос о вступлении Украины или Грузии в Евросоюз. В одно время рассматривали момент, чтобы Киев и Тбилиси тандемом вступали в НАТО. Потом оказалось, что Украина не готова, и Грузия осталась в одиночестве. Но быть в одной "обойме" с соседним государством - не значит, что принятие случится обязательно. Правда, такой момент желателен, поскольку если когда-нибудь встанет вопрос о расширении Евросоюза на восток, скорее всего, объединение приветствовало бы вступление Украины, а не Грузии. Все-таки и масштаб, и география играют значительную роль", - высказал свое мнение о перспективах обеих стран политолог и член Грузинского фонда стратегических и международных исследований Арчил Гегешидзе в интервью GeorgiaTimes.
Такое пустяковое дело, как вступление в Северо-Атлантический блок, уже никого не интересует. Тем более что показатели самой Грузии, по уверениям господина Барамидзе, существенно лучше, чем у некоторых членов НАТО. Так какой смысл заводить порочную связь со слабыми звеньями? Нет уж, кавказская республика предпочитает дружить с сильными мира сего, чтобы в случае чего спрятаться за их широкие спины или выпросить подаяние в пару миллионов долларов. "Мы давно заявили, что мы грузины, а значит европейцы, просто вступление в ЕС нам кажется более легким делом и требует меньшего времени", - не постеснялся признаться Георгий Барамидзе.
К слову говоря, грузинского министра поддержал и делегат из Нидерландов, который так же был удивлен, по каким причинам Сакартвело пытается без мыла влезть туда, где ее уже поджидает "кровожадная" Россия. И отчего, невзирая на географическое положение, продолжает заискивать перед Соединенными Штатами. Сами европейские члены блока не раз твердо настаивали на дружбе с Москвой и расширении совместных программ, поскольку прекрасно понимают: Америка далеко, а потенциальный враг может оказаться совсем близко. И российское сотрудничество с НАТО является прекрасной гарантией светлому будущему всей Европы.
Наш собеседник считает предложение Барамидзе очень интересным, так как на данный момент Европейский союз для Грузии - более перспективная альтернатива, нежели евроатлантическое сообщество, поскольку факторы серьезного торможения процесса интеграции отсутствуют: "Брюссель, конечно, остается как вектор, поскольку оба международных института находятся там. Речь идет о разных темпах сближения с этими структурами. Как мы знаем, главный барьер на вступлении республики в НАТО - проблемы с Россией, и пока они не будут решены, Тбилиси не будет являться потенциальным кандидатом в альянс. И пока он не решит трения с соседями, его никто в блок не возьмет. Сближение с Евросоюзом в руках Грузии".