Экс-владелец "Евросети" Евгений Чичваркин, маясь от безделья в Лондоне, похвалил "лучший в мире" Налоговый кодекс - грузинский. Ведь если верить различным международным рейтингам и президенту Михаилу Саакашвили, Грузия впереди планеты всей по простоте ведения бизнеса и воздушной легкости налогового бремени. Это мнение инноватор Тамаз Вашакидзе разделяет, а лейборист Сосо Шатберашвили полностью опровергает. Проверять на себе прелести грузинских реалий Чичваркин что-то не спешит, хотя старый грешок перед Тбилиси - открытый в Цхинвале офис "Евросети" - он, можно считать, уже искупил.
Евгения Чичваркина, который продолжает отсиживаться в Англии, хотя в России с него сняты все обвинения, скоро будет цитировать вся Грузия. Беглый российский бизнесмен заявил, что грузинский налоговый кодекс - самый лучший в мире. "Почему?" - спросили его ведущие телепрограммы "Нереальная политика" Андрей Колесников и Тина Канделаки. "Потому что там лучшее в мире воплощенное законодательство. Лучшее в мире! Утверждаю", - безапелляционно ответил он.
На свою беду Чичваркин еще добавил, что и социальное законодательство в Грузии тоже на высоте. Блогеры сразу рассудили: с точки зрения предпринимателя отсутствие социальной нагрузки на бизнес действительно является большим плюсом. Если за идеал брать чистый капитализм, при котором человеческие жизни - ничто, а деньги - все, то правительство Михаила Саакашвили действительно преуспело в создании райского местечка для бизнеса. Правда, слабые и безынициативные члены общества в нем гибнут, но такие предприимчивые, как Чичваркин, должны чувствовать себя, как рыбы в воде.
Экс-владелец "Евросети" заявил, что даже в Англии вести бизнес ему очень тяжело. Но если в России ему мешали чиновники-коррупционеры, то на Туманном Альбионе власти отнимают половину доходов в законном порядке, в виде социальных налогов. А он, Чичваркин, вовсе не хочет содержать тех, кто сидит на пособиях и ничего не делает.
Так пусть переезжает в Грузию! Как уверяет глава Центра инновационного развития предприятий Тамаз Вашакидзе, бизнесменам в этой стране действительно комфортно.
- Совершенно верно, наше налоговое законодательство - одно из лучших, особенно для малого бизнеса. В чем это выражается? В том, что авторы налогового кодекса учли опыт Европы, то есть разделили малый бизнес на микро (малые) и средние предприятия, small and middle enterprises, - заявил он в интервью GeorgiaTimes. - Правда, значение годового оборота для определения категории несколько занижено у нас. Но я думаю, эту ситуацию исправят, потому что бизнес-омбудсмен, которого недавно назначили по этим вопросам, знает бизнес изнутри и заявил: 30 тысяч лари в год - это малая сумма. Сейчас идет разговор о 60 тысячах. Но мы как бизнес-ассоциация, которая работает с малым бизнесом, считаем, что и 60 тысяч - это очень мало. Надо взять отметку в 500 тысяч лари для малого бизнеса.
- Эксперты грузинского журнала "Бизнес и финансы" отмечают, что для малого бизнеса в Грузии много ограничений по сферам деятельности. Статус микро-бизнесменов, который освобождает от налогов, не могут получить репетиторы, швеи, сапожники, парикмахеры...
- Не надо путать закон и дальнейшие акты и приказы, которые выдумывает Министерство финансов. Мы начали разговор с закона. Он очень хороший. Это уже потом начальник налоговой службы посчитал, что в сфере торговли бизнесменов очень много, значит, они могут скрывать свой оборот, и тогда налоговый ареал уменьшится. Это уже криминал. Лично я, Тамаз Вашакидзе, всегда говорю: кассовый аппарат - это защитник как предпринимателя, так и государства. То, что в нем указано, никто не сможет изменить. Надо обязательно ввести положение об уплате налогов по показаниям кассовых аппаратов. А если у кого-то их нет, применять уголовный кодекс. Не надо путать закон и криминал. Вот сейчас, по закону, имеет предприниматель до 30 тысяч - пусть не платит. Но не платить вообще - неправильно. Предприниматель - это гражданин своей страны, он обязан вносить свою лепту в ВВП, у него должен стоять кассовый аппарат, и процентная ставка с оборота должна соответствовать его возможностям. Нельзя сравнивать доходы в сфере торговли с производством или с услугами. Наверное, тут надо считать от себестоимости. В сфере услуг себестоимость установить трудно, соответственно, там процент налога должен быть самым высоким. В производстве - легко. Значит, надо установить 3 процента в сфере производства, 5 процентов в сфере торговли, 10 процентов в сфере услуг. Это будет оптимальный размер, фиксированный налог с оборота кассового аппарата.
Таким образом, Тамаз Вашакидзе хоть и соглашается с Чичваркиным, но признает, что "один из лучших" кодексов нуждается в уточнениях. Кроме того, как отмечает глава Центра инноваций, хороший закон не спасает Грузию от порока всех бывших социалистических республик - отсутствия навыков предпринимательства.
- Пока нигде в постсоветских странах малый и средний бизнес не развивается нормальными темпами. Мы отлично знаем, что на тысячу жителей и в России, и в Грузии пока очень мало предпринимателей. Но надо стремиться к показателю Евросоюза - 45 предприятий на тысячу жителей.
- Но ведь Грузия считается наиболее благоприятной страной для ведения бизнеса. Почему темпы развития малого предпринимательства остаются невысокими?
- Я бы так сказал: те, кто хочет участвовать в бизнесе, они участвуют. Надо не в госсекторе, а именно в частном бизнесе создавать рабочие места. Но для этого придется сделать остановку. И я думаю, что новый закон поможет развитию, - оптимистично заключил Вашакидзе.
С мнением главы Центра совершенно не согласны в оппозиционной Лейбористской партии. Как рассказал GeorgiaTimes ее генсек Сосо Шатберашвили, в последнее время все больше мелких предприятий разоряются и закрываются из-за непомерных налогов.
- В Грузии самый худший налоговый кодекс, который существовал в последние годы. Он тяжелым бременем лежит на всех производителях. Крупные и мелкие бизнесмены уравнены. Люди, сдающие квартиры в аренду, чтобы выжить и заработать на кусок хлеба, платят так же, как крупные предприниматели. После первого января, когда в Грузии вступил в силу новый налоговый кодекс, очень многие недовольны. Сами власти недовольны и собираются внести поправки.
- Последний вариант налогового кодекса оказался хуже предыдущего?
- Да. Кодексы со времен Эдуарда Шеварднадзе ухудшаются и ухудшаются. Что самое главное - ухудшается общее экономическое положение в стране. Многие закрыли свои маленькие магазины, маленькие салоны, мастерские, где ремонтировали компьютеры, телевизоры, автомашины. На зданиях появились надписи "Сдается в аренду", то есть многие ушли из мелкого бизнеса. И что хуже всего, они покидают Грузию и пытают счастья в Греции, Турции или других странах - в качестве рабов-нелегалов.
- В мире, наоборот, сложилось мнение, что в Грузии низкие налоги.
- Маленькие они на бумаге, а на самом деле они увеличились. И еще важно: мизерные финансовые нарушения караются огромными штрафами - от 600 до 3000 долларов.
- В связи с высказыванием Чичваркина в Интернете разгорелся спор о том, что из-за низких налогов в Грузии бюджет недополучает денег, и поэтому страдает социальная сфера.
- Бюджет у Грузии немаленький. Но его средства расходуются на концерты в Батуми, на новогодние фейерверки, пасхальные праздники и поездки Саакашвили в разные страны. Он останавливается в фешенебельных гостиницах, у него самолет "Челленджер" стоимостью до 100 миллионов долларов, а сейчас он заказал новый самолет Boeing 787, который обойдется бюджету в 350 миллионов долларов. Так что бюджет у нас солидный - больше 7 миллиардов лари. Но как они тратятся - другое дело. Социальная сфера в плачевном состоянии. Даже роды у нас сейчас платные. В больницах очень высокие цены. И эти тарифы даже не в пользу врачей и медперсонала: администрация больниц получает баснословные суммы и отдает часть налогов в бюджет. Страдают и врачи, и пациенты, и бизнесмены. Это просто экономическая катастрофа, - подчеркнул Шатберашвили.
У Чичваркина, который пока не придумал, как раскрутить британцев на барыши, сопоставимые с доходами российской "Евросети", есть прекрасная возможность - поехать в Грузию и проверить, кто же из экспертов прав. Тем более что благосклонностью местной элиты он уже заручился, разрекламировав налоговый климат, созданный Михаилом Саакашвили. За это Тбилиси наверняка простит ему "преступление" 2008 года. Тогда Чичваркин на пару с Эдуардом Кокойты открыл салон "Евросети" в Цхинвале и стал одним из первых инвесторов в признанной Южной Осетии. В то время он полностью поддерживал решения Кремля, теперь же, после уголовного преследования, стал фактически оппозиционером, а таких в Тбилиси принимают с почетом.