GeorgiaTimes задала руководителю Международного института изучения конфликтов и переговоров Георгию Хуцишвили.
Официальные лица Грузии в волнении. С тех пор, как председателем в ОБСЕ стала небольшая прибалтийская республика, Тбилиси воспрял духом и надеется изменить ход событий на международной политической арене. В декабре прошлого года на саммите в Астане, мнения стран-участниц по вопросу кавказской республики разделились. Подписание итоговой декларации оказалось под угрозой срыва, а российский лидер Дмитрий Медведев с делегацией отказались обсуждать повестку дня за одним столом с Михаилом Саакашвили. После чего Россия и вовсе воспользовалась своим правом вето на принятие документа. Подобный сюрприз официальная Москва преподносит Грузии не впервые - в 2008 году она отказалась продлевать мандат на участие миссии ОБСЕ в этой стране.
Вдоволь нагоревавшись над своим положением изгоя в европейском сообществе, Грузия решила выждать, пока председательство в ОБСЕ займет какая-нибудь другая страна, которая была бы менее лояльна к "коварному оккупанту". И вот светлый день настал. Интеллигентно-холодные отношения между Литвой и Россией, которые не могут сойтись в вопросе оценки определенных исторических событий, дают кавказской республике, казалось бы, практические неограниченные возможности на продвижение собственных идей. А, возможно, и возвращения миссии региональной организации в Сакартвело.
"Визит господина Ажубалиса имеет значение, так как мы надеемся, что реабилитация наших отношений с ОБСЕ, произойдет именно при председательстве страны, которая является другом и партнером Грузии. На данном этапе наши отношения с ОБСЕ не такие активные, как бы нам хотелось", - рисует радужные перспективы заместитель министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе. А ведь еще недавно грузинское правительство всячески крыло эту организацию нехорошими словами, предрекая ей кризис, а затем и полное разложение.
Но дипломатия - дело тонкое. Сегодняшний визит главы литовского МИДа должен продемонстрировать, сколь далеко прибалтийская республика готова зайти в своем стремлении поддержать Грузию.
Не стоит забывать, что Литва - не Казахстан, который поддерживал российскую позицию и стремился упрочить дружественные узы, которыми связали себя два государства после распада СССР. Литва же ступила на очень тонкий лед, ведь в начале марта она потребовала от концерна "Газпром" "справедливых" цен на газ. Теоретически газовый гигант мог бы заменить часть контрактного объема природного газа спотовым, вот только официальный Вильнюс не входит в число ключевых потребителей российского поставщика энергоресурсов.
Итак, чтобы обогревать себя задешево, республике из Прибалтики, возможно, придется предложить кое-что взамен. Так что же в действительности ожидает Грузию после того, как в кресло председателя ОБСЕ села Литва? Этот вопрос GeorgiaTimes задала руководителю Международного института изучения конфликтов и переговоров Георгию Хуцишвили.
"Можно ожидать, что позиция Литвы в отношении Грузии будет более активной и поддерживающей. Но я не думаю, что мнение председателя может реально повлиять на решение ОБСЕ, потому что оно может не совпадать с мнением остальных стран-членов организации. В случае председательства Литвы возвращение миссии ОБСЕ в Грузию может активно обсуждаться на повестке дня. Для того чтобы мнение Литвы или другого члена региональной организации оказалось решающим, необходима активизация основных стран. Все понимают, что возвращение миссии ОБСЕ в кавказскую республику сыграло бы позитивную роль, потому что было бы больше контроля над зонами конфликта, меньше опасности провокаций и других осложнений. Но, несмотря на это, позиция влиятельных государств недостаточно активная, чтобы в данном вопросе перебороть позицию Россию, которая отрицательно относится к восстановлению мандата ОБСЕ в Грузии", - объясняет свою точку зрения эксперт.