Воодушевление Грузии понятно. Размышляя о визите в Москву вице-президента США Джозефа Байдена, грузинское правительство надеется, что в программе его встреч с российским лидером Дмитрием Медведевым найдется время для разговоров про кавказскую республику, ее роль во Всемирной торговой организации и экономических отношениях с Россией. Тем не менее, заместитель министра иностранных дел Николоз Вашакидзе уже сообщил, что детали переговорного процесса в Берне останутся неизменными: официальный Тбилиси потребует признания своих территориальных границ.
"Все, что мы просим в этой конкретной ситуации - это соблюсти все правила ВТО. И в некоторых из правил ВТО четко говорится, что границы и таможенные пункты между странами должны быть прозрачными. К сожалению, на сегодняшний день существуют два таможенных пункта на границе Грузии и России - я имею в виду пункты на границе Южной и Северной Осетии и у Абхазии, которые нельзя назвать прозрачными", - подчеркнул Вашакидзе.
Еще в конце прошлого года грузинский премьер Ника Гилаури обещал, что разногласия по поводу частично признанных республик не станут препятствием на пути Москвы в ВТО. Однако время идет, и в Тбилиси понимают: Россия не очень-то склонна идти на уступки. Переговоры по КПП на границе с Абхазией и Южной Осетией означали бы фактическое признание Россией территориальной целостности Грузии. Что, разумеется, совершенно неприемлемо, пока у власти находится господин Саакашвили.
В российском рукаве по-прежнему лежит довольно крупный козырь - экономическое эмбарго, наложенное на грузинские вина и минеральные воды. Согласно правилам Всемирной торговой организации, Тбилиси не вправе требовать от Москвы пересмотра нюансов торговли между конфликтующими странами. Но даже Михаил Саакашвили прекрасно понимает, что рынок РФ - самая выгодная площадка для сбыта грузинской продукции. И тут возникает серьезная дилемма: выложить собственный джокер в виде вето или же искать иной выход?
На решение проблемы выбора был брошен весь грузинский парламент. В результате глава Совета безопасности Гига Бокерия радостно заявил, что правительство Грузии готово лично распахнуть перед Россией двери ВТО, под белы руки сопроводить ее в мировое торговое сообщество и даже - пусть ненадолго - забыть о событиях августа 2008 года. Но при одном условии: на всем протяжении грузино-российской границы должен быть организован совместный таможенный контроль. Дескать, и наших уважим, и ваших.
При этом руководитель грузинского Совбеза активно намекал на то, что международным организациям неплохо бы содействовать этому "конструктивному" процессу. Ясное дело, если Грузия и ждет поддержки, то только от Америки, потому что на ОБСЕ и другие европейские организации надежды нет - они уже махнули рукой на то, что творится в кавказской республике.
"Практика общения российских и грузинских властей друг с другом не дает оснований для реального оптимизма. Но, с другой стороны, понимание того, что ситуация не может длиться бесконечно, усиливается в обеих столицах. Во всяком случае, в грузинском обществе превалирует мнение целесообразности нахождения России в составе ВТО, что придаст ей больше цивилизованности в общении с другими государствами. Сам факт, что грузинские официальные источники заявляют о якобы не меняющейся позиции, делает менее эффективным этот раунд. Но думаю, что у России будут конкретные предложения, на что она способна пойти в отношении Грузии ради членства в ВТО", - поделился своим мнением о предстоящих переговорах экономический эксперт Сосо Цинцадзе.
Однако почему в преддверии переговоров грузинское правительство надеется на американцев - загадка. Вашингтон уже не раз подробно объяснял, что предпочитает не вмешиваться в дела двух государств, поскольку сам давно утряс с Россией все насущные вопросы по ее вступлению в ВТО. И вникать сейчас в нюансы противостояния Тбилиси с Кремлем и особенно Геннадием Онищенко американцы вряд ли захотят, это для них вопрос частный и не принципиальный.
Тем более что глава Роспотребнадзора демонстрирует свою лояльность и беспристрастность - публично недоумевает, почему же грузины не рвутся на российский рынок, доступ к которому при определенных условиях им откроют немедля. "Есть совершенно конкретный блок вопросов, решив которые, мы сможем принять решение о возврате", - пояснил Онищенко в прямом эфире "Русской службы новостей". По его словам, с 2005 года не было совершено ни одной попытки возобновить поставки вин и минеральных вод в РФ, а значит, Грузия сама виновата.
Впрочем, ложку дегтя главный санитарный врач все-таки припас: признал, что грузинская минералка вкусная, но по лечебным свойствам лучше "Ессентуков" ничего так и не придумали. А "Боржоми" на территории Украины и Белоруссии продается сомнительного качества, утверждает Онищенко. И поскольку Единый таможенный союз еще не заработал в полном объеме, то и разбирательства по этому поводу следует отложить до лучших времен. Главное - россияне стараниями Роспотребнадзора спасены от некачественной продукции.
Но сможет ли возвращение грузинских вин на российский рынок повлиять на отношения между двумя странами? Наш собеседник Сосо Цинцадзе в этом сомневается: "Не думаю, что только снятие эмбарго с грузинских вин будет достаточным основанием для изменения грузинского мнения. Потому что господин Онищенко в любую минуту может найти в грузинских винах любой неугодный компонент - разумеется, по политическим мотивам. Придется искать общий подход к ситуации и возможность удовлетворения грузинских экономических требований за счет Запада, а не за счет России. Действительным основанием для оптимизма может служить понимание того, что Грузии более интересно иметь в соседях Россию с цивилизованными экономическими отношениями в составе ВТО".