GeorgiaTimes говорил с известными грузинскими и российскими экспертами - Гией Мелитаури и Анатолием Цыганком.
Нечасто увидишь Михаила Саакашвили в военной форме. Да еще и в компании с пятилетним сыном Николозом, также одетым в камуфляж. Вчера у журналистов появилась такая возможность. Грузинский лидер постарался показать, что старается держать себя в форме - принял участие в марш-броске, провел занятие в тренажерном зале и вместе с офицерами попробовал военный паек.
"Нам нужны дисциплина и особый дух, а его создает постоянная тренировка", - объяснял спецназовцам лидер Сакартвело. Неудивительно - с моральным духом у грузинских солдат действительно есть проблемы. Достаточно вспомнить, как в августе 2008 года вооруженные самым современным оружием бойцы спешно отступали в глубь страны. Но свежи в памяти и знаменитые кадры, на которых запечатлен сам президент Саакашвили, который, заслышав звук самолета, начал удирать, даже не закончив общение с прессой. И сколько бы грузинский руководитель не пытался строить из себя храбреца, этот факт из его биографии не вычеркнешь.
Впрочем, не будем отдаляться от главной темы. На базе спецназа Грузии Саакашвили обратил особое внимание на ситуацию с грузинскими военными, проходящими службу в Афганистане в рамках миротворческой операции. "Мы в последнее время в Афганистане потеряли наших героев, но мы обязаны участвовать в этой операции, так как она усиливает нашу мощь, служит укреплению армии, и это необходимо для борьбы с терроризмом, который угрожает всему миру", - отметил он.
За время участия в миротворческой операции в Афганистане Грузия потеряла уже шесть своих военнослужащих, еще несколько человек получили ранения, пишет "Росбалт". Последней жертвой "демократической миссии" стал капрал Гиоргий Авалиани, который погиб в конце февраля. Тем не менее, президент страны с завидным упорством продолжает настаивать на том, что грузинские солдаты должны продолжить борьбу с мировым злом в исламской республике. "Для меня каждая такая жертва - личная трагедия, но я не должен мыслить личными трагедиями, я должен исходить из государственных интересов", - заявил не так давно Саакашвили.
Кстати, несмотря на потери, грузинский военный контингент в Афганистане, который насчитывает 925 человек, постоянно пополняется. Так, в середине февраля в исламскую республику отправились 11 артиллеристов. Представители оппозиции и некоторые местные политологи в недоумении от подобных решений правящего режима. К примеру, международный секретарь Лейбористской партии Нестан Киртадзе считает, что увеличение группировки совершенно неоправданно. "Наращивание военной силы за пределами страны является безответственным и совершенно неоправданным действием. Оно служит единственной политической цели - чтобы за счет жизней грузинских солдат и офицеров существующие власти подольше просуществовали", - сказала она. По ее мнению, вся ответственность за жертвы лежит на президенте страны. "Это не наша война. Грузин ничто не связывает с ней", - добавила оппозиционер.
Со своей стороны, эксперт Ираклий Сесиашвили также полагает, что увеличение численности грузинского военного контингента в Афганистане на руку не грузинскому народу, а лично президенту Грузии Михаилу Саакашвили. "Все это говорит о том, что грузинская сторона якобы идет на жертвы, но от всего этого, на самом деле, выигрывают только власть и сам президент, - цитирует News.am. - Думаю, что ценой бесцельной смерти наших военных делается попытка избежать критики на международной арене".
Корреспондент GeorgiaTimes связался с руководителем Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолием Цыганком и его грузинским коллегой Гией Мелитаури и попросил их дать оценку инициативам президента Саакашвили.
Мелитаури: Участие грузинского миротворческого контингента очень важно для Грузии как с точки зрения развития собственных вооруженных сил, так и с политической точки зрения. Это дает дополнительный материал для подготовки войск в реальных условиях и необходимый опыт, в том числе и совместное планирование операций с американскими и французскими коллегами. Более того, любым войскам необходим тонус. Когда армия находится в мирной жизни, она расслабляется. Важно и то, что Грузия стремится к вступлению в НАТО и участию в других проектах совместно с западными странами. Республика должна не только получать, когда речь идет о материально-технической поддержке, как государства, так и армии, но и кое-что отдавать взамен. В данной конкретной ситуации - это участие в Афганистане, так же, как это было в том же самом Косово и Ираке. Да, это сопряжено с определенным риском, погибли наши солдаты. Но, в любом случае, без потерь, когда в операции участвует около тысячи военнослужащих, не обойтись.
Цыганок: Главная цель Саакашвили - во что бы то ни стало вступить в НАТО. Даже несмотря на то, что часть государств-членов блока дали ему понять - Грузия на данный момент находится не в Европе, а в Азии. А офицеры и солдаты служат в Афганистане только ради того, чтобы господин Саакашвили не терял своих североатлантических надежд.