Отныне, по предложению грузинского министерства образования, грузинские школы будут классифицироваться по количеству "звезд" - словно отели и рестораны. Десятибалльная система оценки их деятельности призвана облегчить родителям процесс выбора учебного заведения для своих детей. Почему общественность страны чрезвычайно негативно восприняло эту инициативу, считая её очередной попыткой властей ликвидировать оставшиеся островки свободомыслия среди грузинских педагогов? На эти вопросы корреспондент GeorgiaTimes попросил ответить депутата грузинского парламента, известного эксперта в сфере образования Петре Мамрадзе.
Глава министерства образования и науки Грузии Дмитрий Шашкин давно носится с идеей "брендирования" школ. Он постоянно сыплет фразами о необходимости классификации учебных заведений страны. Хотя совершенно очевидно, что таким образом один из самых любимых президентом Саакашвили член кабинета министров Грузии просто прикрывает свою неспособность управиться с навалившимся на него в позапрошлом году хозяйством. Ещё бы, ведь ранее возглавляемое им ведомство - министерство исполнения наказаний, пробации и юридической помощи - требовало куда меньшей деликатности. С подрастающим же поколением даже министрам нужно обходиться куда мягче. Шашкин же на новом посту вполне заслуживает высшей награды в категории "самый неподходящий к должности человек".
Большинство предложений нынешнего министра образования выдают его прошлое в качестве главного тюремщика страны. Чего только стоит эксперимент с введением в школах страны института приставов - эти милые люди отныне имеют в учебных заведениях власти больше, чем директора. Да и высказывания Шашкина относительно бастующих школьников тоже куда органичнее звучали бы относительно поведения зэков, нежели подростков. Впрочем, очевидно, что назначение Шашкина было необходимо для скорейшего распространения среди преподавательского состава страны атмосферы страха и раболепия. Властям Грузии необходимо в качестве педагогов иметь людей несамостоятельных и запуганных - чтобы они воспитывали точно таких же, послушных, на все готовых и со всем согласных граждан страны.
Предстоящая "раздача звезд" для грузинских школ как раз и направлена на то, чтобы поставить руководство образовательных учреждений в полную зависимость от власти. Отсутствие четких критериев ранжирования делает этот процесс удобнейшим инструментом манипулирования педагогическим составом. И лишение "звезды" в глазах общественности будет выглядеть гораздо менее жестким наказанием, чем увольнение учителей - хоть, фактически, и будет обрекать их на лишение работы. Очевидно, что "малозвездные" школы обречены - вряд ли какой-нибудь родитель с большой радостью поведет в них своего ребенка.
С тем, что новая инициатива ведомства Дмитрия Шашкина не несет сфере образования страны ничего хорошего, согласен и депутат парламента Грузии Петре Мамрадзе, ранее возглавлявший Всегрузинский союз педагогов. "Сейчас в наших школах идет активный процесс политизации любой сферы деятельности образовательных учреждений. Буквально все, с кем я общался, выступают против введения такой системы", - подчеркнул он в интервью корреспонденту GeorgiaTimes.
Мамрадзе разъяснил, что, по его мнению, недопустимо, чтобы государство занималось "наклеиванием ярлыков" на школы. "Конечно, у каждой школы есть репутация, та или иная степень популярности. Но такого, чтобы государство, а не ученики или их родители, присваивали школе какие-то ярлыки, я не наблюдал нигде", - отметил грузинский парламентарий.
По словам депутата, решение о присвоении "звезд" является явным признаком будущего разделения грузинских школ на более и менее "благонадежные". "Те учреждения, в которых на руководящих постах окажутся лояльные властям люди, и получат максимально положительные оценки", - уверен Мамрадзе.
При этом депутат также полагает, что сейчас вряд ли стоит ожидать масштабных протестных выступлений работников сферы образования в связи со столь губительной идеей министерства Дмитрия Шашкина. Однако, добавляет Мамрадзе, продолжение столь неверной политики грозит всплеском оппозиционных настроений среди учителей.
"Сейчас любой, кто смеет высказать своё мнение, не совпадающее с официальной позицией, лишается работы сразу же. И неважно, публично это было сделано или нет - власти стараются контролировать всё. Чего стоит откровенно маразматическая ситуация в Зугдиди, когда иностранный педагог Флетчер выставил свои порнографические снимки в "Фэйсбуке" и распространил их среди своих учеников. Местные педагоги об этом сообщили - и их всех освободили от работы, - рассказал он. - Этого не происходит ни в одной стране мира, даже в самой прогрессивной, где права геев защищены максимально, им никто не позволяет развращать детей. У нас же даже министр перед ним извинялся. Так что пока никто протестовать не будет, это даже не вопрос страха, а просто элементарно практическая позиция - поскольку потеряв одну работу, найти новую почти невозможно. Но в скором времени терпение населения может лопнуть окончательно".