Должность бизнес-омбудсмена, представляющего интересы деловых кругов во властных структурах страны, была учреждена в соответствии с новым грузинским Налоговым кодексом, который вступил в силу с 1 января. На ее замещение претендовали трое кандидатов - начальник "Грузинской железной дороги" Ираклий Эзугбая, глава Торгово-промышленной палаты страны Джемал Инаишвили и занявший в конечном итоге этот пост советник Ники Гилаури, 33-летний Георгий Пертая.
"Введение института бизнес-омбудсмена является составной частью нового экономического курса правительства с той целью, чтобы существовал мост между бизнесом и правительством, и для восстановления доверия", - сказал первый в истории Грузии бизнес-омбудсмен на пресс-конференции в прошлую пятницу. - Бизнесу необходимо ощущение стабильности. Особое внимание я буду уделять проблемам малого и среднего бизнеса".
Среди своих основных обязанностей он выделил совершенствование Налогового кодекса и создание условий для планомерного развития бизнеса, без радикальных изменений. "У бизнесмена должна быть возможность планировать свой бизнес, руководствуясь существующими кодексами. Я всеми способами попытаюсь, чтобы был усовершенствован Налоговый кодекс, и данная проблема для бизнеса была снята", - добавил Георгий Пертая.
Учреждение должности защитника прав бизнеса перед правительством в Грузии давно назрело, это признал даже президент торговой палаты США Дэвид Ли. "Думаю, это правильная идея, так как сегодня в Грузии неважная экономическая ситуация", - отметил американский чиновник.
Тем не менее, появление этой должности сразу же вызвало волну критики среди грузинской оппозиции. "Новые правые" выразили протест против самой процедуры назначения бизнес-омбудсмена.
"В условиях экономического кризиса, усиливающейся инфляции, содействие бизнесу, его освобождение от давления государства имеет большое значение. И в такой ситуации очень важно, чтобы бизнес-омбудсмен был абсолютно независимым и непредвзятым арбитром. Факт, что основной пресс бизнес испытывает именно от государственных структур, и конфликт, в первую очередь, существует именно между правительством и бизнесом", - заявил один из лидеров "новых правых" Давид Саганелидзе.
C оппозиционерами солидарен и экономический аналитик Сосо Цискаришвили. Своим мнением он поделился с корреспондентом GeorgiaTimes.
"Грузинские власти вынуждают общество иметь омбудсменов по всем направлениям деятельности. А этим назначением грузинское правительство попыталось фальсифицировать саму суть бизнес-омбудсмена. Когда омбудсмен называется не со стороны общественных организаций, не со стороны профессиональных кругов, не со стороны самих бизнесменов, а премьер-министр предлагает и назначает на должность. Если человек этот даже ангел по своему характеру и принципиальности, все равно он будет скован. Тем более если он является советником премьер-министра. А у нас, к сожалению, и сам премьер-министр не входит даже в десятку лиц, принимающих решения в грузинской политике. Так что бизнес-омбудсмен будет абсолютный ноль", - уверен грузинский эксперт.
Помимо прочего, одной из причин неэффективности деятельности бизнес-омбудсмена в грузинских реалиях он считает неоправданное сужение его полномочий.
"Бизнес-омбудсмен - это понятие очень широкое, а в законе, на основе которого произошло учреждение этой должности, сказано, что он будет заниматься только налогами. Кроме налогов имеется уйма подводных камней в экономической жизни Грузии. Так что правительство произвело очередной холостой выстрел. Вообще, это абсурд - чиновник не может стать независимым омбудсменом. Лично у меня имеются только положительные отзывы о Георгии Пертая. Но общество должно получить ответ на вопрос: кто это такой? Единственное преимущество Георгия Пертая перед другими кандидатами заключается в том, что у него нет собственного бизнеса.
Защищать бизнес должен человек, который смог бы, прежде всего, защитить себя от давления со стороны. Такой индивидуальной независимости господин Пертая никогда не проявлял", - резюмировал Сосо Цискаришвили.