Самая щедрая на обличительные заявления грузинская партия - Лейбористкая - обвиняет руководство Грузинской железной дороги в коррупции. Правда, высокие заработки топ-менеджеров этого госпредприятия скорее можно отнести к явлению социального расслоения, чем взяточничеству.
По сведениям одного из лидеров партии Сосо Шатберашвили, в минувшие праздники глава компании Ираклий Эгузбая и его помощники хорошо шиканули. "У руководителя железной дороги зарплата составляет от 15 до 17 тысяч лари, у его заместителя - 15 тысяч лари. Вместе с этим под Новый год они выписали премии в размере 200 тысяч лари. Обращаемся к генеральной прокуратуре с требованием провести расследование", - призвал лейборист.
Шатберашвили подчеркнул, что ситуация в ГЖД опровергает все хвастливые спичи президента Михаила Саакашвили об искоренении коррупции.
"Что вы, что вы, какие там премии у руководства, мы заботимся в первую очередь о персонале нижнего звена", - ответили лейбористам в ГЖД. По словам представителя компании Нино Чхаидзе, с целью поощрения машинистам, кондукторам, проводникам и другим рабочим выдаются премии в 25-кратном размере зарплаты.
7-10 тысяч лари тринадцатой зарплаты у простого смертного в Грузии - это сенсация, потому что о такой щедрости менеджеров трудящиеся могут только мечтать. Странно лишь, что о социальных инициативах Эгузбая стало известно лишь после обвинений в его адрес. Скромность украшает, но только розовощеких девушек, а не предприимчивых директоров.
В деловой же хватке Ираклия Эгузбая нет причин сомневаться. Еще три года назад против него требовали возбудить уголовное дело консерваторы. Их обвинения основывались на показаниях уволенного из ГЖД Георгия Круашвили. Отец пятерых детей и бывший ревизор безопасности движения был уволен в 2006 году. Будучи наивным сторонником "Единого национального движения", он писал президенту о фактах коррупции на железной дороге. И от Круашвили избавились, оставив всех, на кого он указал, сидеть на своих местах.
Разоблачения пострадавшего за честность железнодорожника и консерваторов касались не только Ираклия Эгузбая, но также экс-премьера Зураба Ногаидели, экс-министра экономики Георгия Арвеладзе и семейных кланов других членов правящей партии. Они строчили жалобы новому на тот момент генпрокурору Эке Ткешелашвили, но вскоре поняли, что это бесполезно. Муж Эки Георгий Алексишвили, бывший бухгалтер оперного театра, неожиданно был назначен финансовым советником генерального директора ООО "Грузинская Железная Дорога" с зарплатой в пять тысяч лари. Круашвили расценил это как взятку прокурору, но доказать ничего не смог.
Гуджабидзе заявлял, что железная дорога потому и приносит убытки государству, что на ней наживаются коррупционеры. За прошедшие годы ничего не изменилось, считает консерватор.
- Там коррупция на высшем уровне, - подчеркнул Бидзина Гуджабидзе в разговоре с GeorgiaTimes. - Эти зарплаты, о которых говорят лейбористы, были так же несправедливы два года назад. Я говорил об этом и в прокуратуре, и в парламенте. Никто не обратил на мои слова внимания. Просто Эзугбая поддерживает Саакашвили. Когда был выборный год, Эзугбая принес Саакашвили 80 миллионов лари для проведения предвыборной кампании.
- Сколько получают рядовые сотрудники, выказывают ли они недовольство?
- 200-300 лари в месяц. А в среднем зарплаты составляют до 1200 лари. Протест есть, но условия диктуют Эзугбая и сотрудники из ведомства Вано Мерабишвили, КГБ, как раньше это назвалось. На всех предприятиях, где крутятся большие деньги, есть такие агенты. Кто выражает протест, того увольняют или даже сажают за решетку.
- А каковы при этом тарифы на перевозки?
- Тарифы очень высокие. Есть товарные и пассажирские перевозки. Для людей это очень большие тарифы, а товары перевозятся на договорной основе. И там тоже широкое поле для коррупции. Назначаются откаты и делятся потом.
Больше всего страдают от коррупции на грузинских транспортных путях армяне. У них нет возможности торговать с заграницей, не пересекая Грузию, так как с Азербайджаном и Турцией Армения находится в напряженных отношениях. Так вот эксперт одного из крупнейших армянских нефтетрейдеров "Флеш" Мушег Элчян уже после "революции роз" заявил, что никаких изменений в коррупционных обычаях ГЖД не произошло, хотя Саакашвили и наказал демонстративно, по суду, предшественника Эгузбая Акакия Чхаидзе.
Главу ГЖД шеварднадзевской эпохи осудили за неуплату налогов. Но он внес 3 миллиона долларов выкупа государству и был освобожден.
А в ГЖД "как брали ранее, так берут и сейчас", говорил Элчян. Его компании лица из околоправительственных структур Грузии предлагали снизить цену на транспортировку нефтепродуктов по железной дороге за счет теневых поставок. "По всему видно, что и новая власть в Грузии не в силах будет справиться с беспределом в стране, где определяющим является фактор "воров в законе", - предрекал армянский эксперт - и оказался прав.
Одним из предвыборных обещаний грузинского президента Михаила Саакашвили было искоренение коррупции на ГЖД и сокращение неоправданно высоких ставок на перевозки для армянских компаний. А воз и ныне там.
Правительственные экономисты давно занесли Грузинскую железную дорогу в числе убыточных предприятий, требующих очень больших инвестиций. Поэтому стратегически важное предприятие было решено продать. Но сделать это оказалось вовсе не просто. Сначала от ГЖД отделили "Объединенный телеком", компанию связи, в инфраструктуру которой ранее хорошо вложилась "Сименс". Ее пустили с молотка ровно за ту сумму, что немцы потратили на провода и дорогостоящую аппаратуру. Покупателем оказалась оффшорная фирма с истинными владельцами в лице правительственной шайки-лейки, говорит Гуджабидзе. А ведь при умелом управлении "Телеком" мог бы приносить до 60 миллионов лари прибыли каждый год - дополнительные доходы для железной дороги.
Саму дорогу тоже выставляли на аукцион, но покупателя не нашли. На эту роль подходили Российские железные дороги, но грузинское общество после войны 2008 года категорически не хочет видеть русских инвесторов на своих стратегических объектах. Против продажи железной дороги тут же поднялась оппозиция, в том числе и консерваторы.
В минувшем году правительство временно отказалось от идеи приватизации ГЖД и попыталось улучшить ее финансовое положение с помощью выпуска облигаций. Евробонды на сумму 250 миллионов долларов были размещены на Лондонской фондовой бирже. Эти деньги руководство госпредприятия должно направить на финансирование строительства обходной Тбилисской железной дороги и модернизацию инфраструктуры. А пока использовало, если верить лейбористам, на удовлетворение праздничных потребностей топ-менеджеров.
Спасает ГЖД заинтересованность в ней азербайджанских железнодорожников. Уже несколько лет они прокладывают рельсы в Турцию, минуя советскую ветку через Армению. Дорога "Баку-Тбилиси-Карс" по плану должна быть окончательно построена в 2012 году, но ее обещают завершить с опережением к концу наступившего 2011 года. В Грузии в рамках этого проекта должны достроить и реконструировать 26 километров путей. В Ахалкалаки, центре армянонаселенного региона, также планируется создать пункт по переходу поездов на европейскую колею.
Собственных средств на проект "Баку-Тбилиси-Карс" у Саакашвили не оказалось, и Азербайджан дал Грузии в долг 200 миллионов долларов из средств Госнефтефонда страны. Этот кредит рассчитан на 25 лет по льготной годовой ставке в один процент. В прошлом году источник в ЗАО "Азербайджанские железные дороги" дал понять, что Баку может расщедриться еще на 500 миллионов долларов, лишь бы ускорить реализацию проекта. Так что простора для "распиловщиков" из ГЖД будет еще больше.
Впрочем, руководство грузинской "железки" вчера поспешило отчитаться по проделанной работе. В 2010 году был отремонтирован и модернизирован 30-километровый участок колеи. Впервые в истории железной дороги Закавказья на нечетном перегоне Гори-Гракали были заменены рельсы на четырехкилометровом участке. В результате этого снизился шум и повысилась скорость переезда по путям. В целом в Грузии увеличилась пропускная способность железных дорог и возросли возможности для транзита, на что сегодня Эгузбая, прибыв в Баку с грузинской правительственной делегацией, обратил особое внимание азербайджанского министра транспорта Зии Мамедова.
Так что далеко не все средства, выделяемые на ГЖД, уходят в теневые доходы чиновников или выплачиваются в качестве премий руководству. Хватает и на демонстрацию успехов.