Первый взрыв произошел в воскресенье около двух часов ночи по местному времени. От взрывной волны в здании партии обрушилась стена, вылетели стекла. К сожалению, не обошлось без жертв: 58-летняя жительница Тбилиси Нино Гордезиани получила осколочное ранение, от которого скончалась в больнице.
Информации о втором взрыве практически нет. Известно лишь, что он прогремел через час после первого на окраине города, перед супермаркетом, расположенным в одном из жилых корпусов. Очевидцы рассказывают: взрыв был такой силы, что им показалось, будто началось землетрясение.
Министерство внутренних дел Грузии пока воздерживается от комментариев. Единственное, что на данный момент обнародовало ведомство, - это результаты первичной криминалистической экспертизы. Установлено, что в обоих случаях было использовано взрывчатое вещество одного и того же типа. "Для выяснения других деталей взрывов необходимо время", - отметили в МВД.
Тем временем свою оценку случившемуся уже дали политологи и эксперты. Они напомнили, что за последние три месяца в грузинской столице прогремело уже четыре взрыва. В сентябре взрывное устройство сработало на кладбище в районе Дигоми, расположенном между территорией бывшего авторынка и американским посольством. А месяц спустя прогремел сильный взрыв в районе железнодорожного вокзала. Главный редактор аналитического журнала "Арсенали" Ираклий Аладашвили сообщал также, что на кладбище и вокзале были заложены, но по неизвестным причинам не сработали еще два взрывных устройства.
"Когда наши специалисты нашли эти два невзорвавшихся объекта, оказалось, что там находилось около полутора-двух килограммов гексогена", - цитирует его "Эхо Кавказа". По мнению Аладашвили, последние взрывы в Тбилиси связаны между собой, при этом устройство бомбы во всех случаях идентично: в качестве взрывчатого вещества применялся гексоген либо тротил, в качестве взрывателя - советский ВЗД-3М. Которым, кстати, пользуются спецслужбы для совершения диверсионных актов.
Несмотря на это, делать однозначные выводы, как считают эксперты, пока рано. Политолог Сосо Цискаришвили говорит, что ему трудно представить в Грузии столь радикальную силу, способную на политический террор. "Такой террор характерен тем, что обычно кто-то берет ответственность за тот или иной террористический акт, но пока молчание, - рассуждает он. - Но в нашей истории мы являемся свидетелями и таких моментов, когда вдруг объявляется бунт, и арестовывают десятки военных лиц".
Лейбористы, однако, убеждены: у ночных взрывов яркий политический подтекст, поскольку взорван офис одной из оппозиционных партий, а подобным взрывчатым веществом действительно могли располагать только военные или спецслужбы.
Чтобы прояснить все подробности инцидента, корреспондент GeorgiaTimes связался с генеральным секретарем Лейбористской партии Иосифом Шатберашвили и попросил его прокомментировать случившееся.
Кому, на ваш взгляд, понадобилось взрывать офис партии, и каковы могут быть мотивы?
В последнее время мы активизировали свою борьбу против Михаила Саакашвили и его партии "Национальное движение". Мы неоднократно заявляли, что это не партия в ее классическом понимании, а бандитско-террористическая организация. Очевидно, это месть в связи с нашими заявлениями. Это уже не первый взрыв у здания политической партии в Грузии, но взрыва такого масштаба раньше не было. Погибла женщина, ранен охранник нашей партии. Его спасли железные жалюзи, которые закрывают окна его комнаты. Пострадали многие жители этого района, некоторым понадобилась госпитализация.
Что сказали прибывшие на место происшествия сотрудники МВД?
К сожалению, они возбудили уголовное дело по статье "Умышленный взрыв газа, бензина, керосина или другого вещества". Но это типичный террористический акт, поскольку был использован тротил или что-то наподобие него. Такие дистанционные взрывные устройства не продаются в супермаркетах. Кстати, все национальное телевидение, которое подчиняется Саакашвили, вырезало все наши комментарии и сообщило о том, что был какой-то взрыв у русской православной церкви на улице Джавахишвили. Но церковь находится в полукилометре от нашего офиса.
Есть ли у офиса камеры видеонаблюдения, которые помогут разобраться в ситуации?
Да, есть. Видеокамеры зафиксировали человека, который подложил взрывное устройство, но поначалу охранник принял бомбу за мусор, поскольку она была в целлофановом кульке. Через час на большой скорости мимо офиса проехала серебристая "Ауди", и спустя несколько секунд произошел взрыв. Мы эти материалы передали МВД, и как скоро и объективно раскроют это дело, зависит только от них.
Связаны ли, по вашему мнению, последние взрывы между собой?
Мы не отрицаем, что они взаимосвязаны и направлены на то, чтобы запугать общественность. Ведь взрыв на вокзале власти всячески скрывали. Но теракт у офиса лейбористов скрыть не получится - мы уже провели пресс-конференцию и показали журналистам пострадавшее здание. Могу сказать, что если бы в кабинетах в тот момент находились люди, то никто не остался бы в живых. На этот раз организаторы взрывов просчитались, поскольку вся информация уже пошла по мировым агентствам.
В заключение наш собеседник добавил, что лейбористы уже обратились в Европарламент, который не так давно аплодировал "смиренным" речам Саакашвили. И призвали Страсбург на месте ознакомиться с тем, какие теракты происходят в республике на фоне президентских заявлений о том, что Грузия - спокойная и демократически развивающаяся страна.