Давеча в Грузии опять поймали коррупционеров, на высоких постах в Министерстве окружающей среды. Сидеть им предстоит долго, но зато с удобствами. Как заверила накануне министр исполнения наказаний Хатуна Калмахелидзе, правительство из кожи вон лезет, чтобы сделать пребывание в местах лишения свободы как можно более приятным.
"Уже решается вопрос с улучшением питания, и при всех тюрьмах функционируют магазины, где заключенные могут дополнительно приобретать продукты по невысоким ценам", - рассказала министр.
По ее словам, гораздо качественнее станет в тюрьмах медицинское обслуживание. Уже сейчас стоматологи не только выдергивают зубы, но и (подумать только!) лечат их. "Сейчас введены все виды стоматологического лечения, в кабинеты стоматологов стоят очереди, и я часто получаю письма с благодарностью от заключенных, потому что они лечат зубы бесплатно, чего многие из них не могли себе позволить на воле", - гордится министр.
После ее признания многим в Грузии захочется хотя бы ненадолго попасть в тюрьму. Ведь бесплатного лечения на воле ни у кого, кроме малышей до трех лет, уже нет. Нужно покупать медицинскую страховку, которая доступна далеко не всем. А в местах заключения такая коммунистическая благодать: от каждого по способностям - каждому по потребностям.
Калмахелидзе также напомнила, что в стране идет строительство зданий для долгосрочных свиданий. А с 2011 года будут введены еще и "видеосвидания" до восьми раз в год и главное новшество: тюрьмы наполовину открытого типа! Осужденные смогут зарабатывать, так как появится программа трудоустройства, и покупать в камеры телевизоры.
По словам министра, на данный момент уже 80 процентов заключенных в Грузии содержатся в условиях, отвечающих европейским стандартам. Это лучший показатель в регионе. Как пообещала Калмахелидзе, "ситуация в тюрьмах будет и далее улучшаться, но они не должны быть похожи на санатории".
В связи с этим у многих здравомыслящих людей в Грузии родился вопрос: а давно ли сама Хатуна была в местах заключения? Уж очень радужно живописует она тюремную действительность.
Вот оппозиционный депутат Георгий Цагареишвили располагает совсем другими сведениями. Накануне на брифинге он заявил: "Благодаря "Национальному движению" тюрьмы в Грузии стали похожи на "тюрьму Кваркваре", где люди находятся в катастрофической ситуации". Там царит антисанитария, камеры перегружены, участились случаи заболевания СПИДом и туберкулезом. Парламентарий назвал также фамилии нескольких заключенных, жестоко избитых в одной из колоний.
Но хуже всего, что тюрьмы недоступны для депутатского контроля. Спикер Давид Бакрадзе, который мог бы посодействовать визиту Цагареишвили в проблемную колонию, отказал коллеге, посоветовав обратиться в специальную парламентскую группу мониторинга. Депутат уверен, что такими действиями глава парламента "покрывает беззаконие в тюрьмах".
Нана Какабадзе, глава НПО "Бывшие политзаключённые - за права человека", тоже не верит в благостную картину, нарисованную Калмахелидзе.
- Не только министр Калмахелидзе, но и все правительство эффектно любят обещать что-нибудь, но когда это выполняется, оно работает либо против интересов граждан, либо делается для фасада, который покрывает неприглядную реальность, - заявила правозащитница в интервью GeorgiaTimes. - Самая большая проблема, которая сейчас существует в тюремной системе Грузии - это бесчеловечное обращение администрации с заключенными. Даже если они построят золотые тюрьмы, это ничего не даст. Потому что моральное и психологическое унижение и уничтожение людей, избиение, пытки - эти факторы настолько давят на заключенных, что обо всем остальном (что они сидят беззаконно, что их осудили не свободные независимые судьи, а словно "тройки" выносили приговоры) они уже даже редко думают.
Вот открыли лавочки, которые должны обслуживать заключенных. И вышло так, что там продается все просроченное и никудышнее, и люди этим травятся. Там такие высокие цены, что заключенные очень редко себе это позволить. Но на поверхностный взгляд, действительно, хорошо: открыли магазины, чтобы заключенные сами могли выбирать, что кушать. А заключенный даже не имеет право сам подойти, посмотреть товар и купить. Это все делает надзиратель.
Все, что делалось до сегодняшнего дня, - не в пользу заключенных. Им нужны не видеосвидания, а те нормальные свидания, которые были в даже в советское время, долгосрочные свидания. На два-три дня они встречались с родными, и как-то сохранялись семьи, жена с мужем встречалась, дети с родителями. Была возможность. А сейчас это упразднено. Что дадут эти видеосвидания? На свидании дети хотят почувствовать своих родителей, родители - прикоснуться к своим детям. Если скажут, что на Западе нет таких свиданий, то там зато дают заключенным отпуска на волю.
Здесь ничего такого не существует. Если что и делается - то только для международных организаций, для галочки. Что-то фонды финансируют, перед которыми надо отчитаться. Но условия для заключенных не меняются к лучшему.
- Мы, наоборот, слышали, что в Грузии ввели отпуска и строят гостиницы при тюрьмах, чтобы заключенные встречались с родственниками.
- Закон предусматривает, что только малолетки будут иметь на это право. Тогда для кого стоят эти гостиницы? Этого никто не знает.
- Хатуна Калмахелидзе заявила, что ей приходили письма с благодарностью от заключенных, которые вылечили в тюрьмах зубы. А на воле у них не хватало на это средств.
- В советское время были такие письма от рабочих. Это была коммунистическая пропаганда, которая сегодня в Грузии называется "пиаром". Люди голодают, умирают, каждый второй чем-то болеет, воспалением легких, туберкулезом. Вот наш знакомый умер в тюрьме от туберкулеза, три дня назад похоронили. Когда такое положение, кто бы писал письма министру: "Спасибо большое, что вылечили"? Они же смеются над нашими заключенными, когда об этом заявляют!
И если у них все так замечательно, почему не пускают в тюрьмы неправительственные организации? Когда Михаил Саакашвили был министром юстиции и находился в оппозиции, тогда тюрьмы были открыты для независимых экспертов. Все было прозрачно. Если там такой рай, почему не пускают представителей НПО, которые защищают права заключенных?
- Значит, все не так, как говорит Калмахелидзе.
- Ну, Калмахелидзе - она не министр и даже не замминистра, а неизвестно кто. Имеет ли она сама право заходить в тюрьмы - это большой вопрос.
GeorgiaTimes уже писала, что без тюрем Михаил Саакашвили никогда не смог бы прижать коррупционеров и расправиться с оппозицией. Но он упек за решетку такое количество приличных людей, что держать их в барачных условиях - просто моветон. Необходимо довести места лишения свободы до уровня не то что санаториев, а пятизвездочных отелей.
В следующем году правительство расщедрится на дополнительные 6,9 миллиона лари, которые Министерство исполнения наказаний, пробации и юридической помощи потратит на строительство новых учреждений пенитенциарной системы. Всего на работу ведомства выделено 105 с половиной миллионов лари, или 80 миллионов долларов. Вот только сколько из них пойдет на реальное улучшение состояния дел в тюрьмах, а сколько - на пиар-акции с отдельно взятыми благодарными зэками?