Еще совсем недавно Абхазская церковь не могла найти спонсоров, чтобы залатать прохудившуюся крышу храма. Церкви разрушались от дождей, иконы приходилось спасать от сырости. А сегодня к протоиерею Виссариону Аплиа, исполняющему обязанности управляющего делами Абхазской православной церкви, стоит очередь из желающих что-нибудь восстановить или отреставрировать. Но отец Виссарион не спешит с ответом.
Теперь управляющий делами Абхазской церкви настаивает на проведении открытых конкурсов, которые выявят наиболее удачные проекты реставрации. Если этого не сделать, церкви потеряют свой исторический облик.
Бедийский храм на востоке Абхазии - один из самых значимых памятников православной культуры в республике. Храм датирован X веком. Он сильно пострадал во время грузино-абхазской войны, и до сих пор вокруг него ведутся баталии абхазских и грузинских историков. И в Грузии, и в Абхазии бедийский комплекс считают древнейшим памятником своей культуры.
Еще несколько лет назад, когда у храма обрушился купол, казалось, что и эта святыня перейдет в категорию «древних руин».
Когда требовалось спасать Бедийский храм, лишь один человек согласился финансировать проект. Это был Отар Аршба, выходец из этих мест, тогда еще депутат Госдумы России. Невзирая на постоянную нехватку средств, он все-таки довел дело до конца. Внутренняя часть храма восстановлена, стены стоят крепко, и в ближайшие двести лет сквозь них не будет течь вода.
А вот купол восстановить не удалось. Еще в 2007 году абхазское ведомство охраны культурного наследия пыталось объявить конкурс на осуществление дорогостоящего проекта, но никто не отозвался на это предложение. Сейчас в храме новые иконы, и еще не выветрился запах ремонта.
Но времена изменились. Каждый новый крупный инвестор хочет восстановить какой-нибудь абхазский храм. Поэтому управляющий делами Абхазской церкви отец Виссарион призвал авторов проектов реставрации координировать свои действия.
В интервью GeorgiaTimes представитель Абхазской церкви Герман Маршания заявил, что существует слишком много разных предложений по реставрации, авторы которых не интересуются мнением самой Церкви. «Приезжает много инвесторов, они предлагают свои программы, какие-то идеи. Общей концепции нет. Каждый из тех, кто хотел бы что-то восстановить в Абхазии, отдельно берет благословление Московского Патриархата. Отец Виссарион предложил собраться и определить общую политику в этом направлении» - говорит представитель Абхазской церкви.
Сейчас в Абхазии наступило время расцвета реставрации церковных памятников. Сияет белыми стенами Кафедральный собор в Сухуме, а золотые купола Новоафонского монастыря видны за несколько километров.
Но как бы ни был великолепен построенный в 1860 году Новоафонский монастырь, историческая ценность Бедийского храма, который старше его на 800 лет, гораздо более значима. Всего в Абхазии пять-шесть церквей, которые являются символами православия в стране. Их пока реставрируют только изнутри, не меняя внешнего облика.
Сейчас идет вялотекущая война между Абхазской церковью и государственной структурой по охране культурного и архитектурного наследия. Пока православные храмы находились в руках государства, их судьбой могло распоряжаться управление охраны памятников. Но чиновники проиграли Церкви. Создана правительственная комиссия, которая обеспечит возвращение имущества в лоно абхазского православия. В списке значатся все постройки, сохранившие свою целостность. Их в Абхазии осталось 82.
До сих пор Церковь была по существу арендатором храмовых сооружений. После того, как результаты работы правительственной комиссии будут узаконены, Абхазская церковь станет крупнейшим землевладельцем в республике. Но это произойдет не так скоро, и не без проблем. На землях, которые должны отойти Церкви, идет активная экономическая деятельность, не имеющая к религии никакого отношения.
Герман Маршания, секретарь управления делами Абхазской церкви, говорит, что проблема прилегающих территорий стоит очень остро. «Речь естественно идет о храмах с земельными участками. А это уже проблема. Некоторые участки используются в коммерческих целях, сданы в аренду, люди копают фундамент под свои дома. Все это может привести к ненужным конфликтам», - говорит Маршания.
Сначала Церковь вернет право собственности на три самых больших храмовых комплекса - Пицундский собор, Новоафонский и Каманский монастыри. Для этого из храма в Пицунде надо перенести орган, а в Новом Афоне - изъять из обращения земельные участки, расположенные на туристических маршрутах. Если власти справятся с этой задачей, то в дальнейшем передача религиозных сооружений Церкви пойдет без особых осложнений.
С точки зрения сохранения исторических ценностей, передача имущества Церкви - правильный ход. Возможно, церковнослужители предпримут усилия, чтобы святыни не превращались в туристические базары.
Каманский монастырь находится не на обочине цивилизации, а в нескольких километрах от Сухума. Всего полчаса езды по разбитой дороге отделяют его от центра города. Это место очень популярно у паломников и туристов. Раньше им приходилось добираться до монастыря через леса, но несколько лет назад был восстановлен мост через горную реку, и толпы отдыхающих устремились к святыне, сломав привычный уклад жизни монахов.
Рядом с этим монастырем есть целебный источник. Здесь совершают таинство крещения, которое нередко проходит параллельно с развлекающимися там туристами.
Несомненно, Абхазия возродится как центр христианской культуры. Но теперь важно уберечь наследие не столько от разрушения, сколько от вторжения современной курортной эстетики.