Каха Кукава называет Тбилиси городом безработных. Его консервативная партия составляет списки недавно лишившихся работы сотрудников государственных учреждений. Однако количество уволенных столичных административных работников мизерно по сравнению с количеством уволенных педагогов. Кампания массовых увольнений учителей началась еще летом и успешно продвигается до сих пор.
Профсоюзы говорят о том, что без работы остались 25 тысяч педагогов по всей Грузии. Армия тбилисских безработных только за счет этой масштабной акции пополнится на 10-15 тысяч человек.
Тбилиси - город большой и недешевый. Сотни тысяч его жителей знают, каково выживать в этом городе без работы целых шесть «саакашвилиевских» лет.
Манана Убирия - одна из таких «опытных» горожанок. Поиск работы для нее - дело всей жизни. Она ненавидит грузинского президента с 2005 года, когда ее отдел в организации, занимающейся статистикой, расформировали в полном составе. Не помогли ни связи, ни способности к подковерным интригам. Манана хорошо знала, как добиться повышения по службе, но не представляла, что делать, когда упраздняют саму службу. Наша героиня - типичная тбилисская безработная среднего возраста, из тех, кто любит собираться на оппозиционные шествия. Таких как она, политика занимает от безделья.
В Тбилиси не развит рынок вакансий в современном понимании этого слова. И сейчас Манана пытается трудоустроиться тем образом, как это принято в Грузии - через знакомых. В данном случае - через своего друга детства. Когда-то они вместе бегали в тбилисском дворе, а теперь он вырос до руководителя крупной компании. Пока она ищет своего успешного знакомого в грузинской социальной сети, деньги на жизнь ей ежемесячно пересылает сестра из Америки, которая печет пирожки для советских эмигрантов в Бруклине.
Общенациональная кампания избавления от педагогов называется перспективно - «реформа образования». Массовые увольнения школьных учителей - самая большая кадровая чистка в бюджетной сфере. По данным "Лиги образования Грузии" число уволенных достигнет 20-25 тысяч человек. Педагоги получили уведомления из министерства образования Грузии с предупреждением о возможном освобождении от должности в связи с сокращением штатов. По меньшей мере в девяти тбилисских школах перед новым учебным годом были уволены педагоги. Теперь многие из них судятся с министерством. Сейчас на востоке Грузии продолжаются судебные процессы по искам уволенных преподавателей. 25 октября в Телави учителями был выигран один из таких процессов.
В стране никто не может назвать хотя бы приблизительное количество бюджетников, уволенных за период правления Саакашвили. Сам президент Грузии с гордостью заявлял, что при нем были уволены 150 тысяч полицейских, налоговиков и таможенников. Но это «в рамках борьбы с коррупцией». Сейчас к этой цифре добавятся 25 тысяч учителей. Интересно, они тоже коррупционеры?
Реформа системы образования проходит как бы не заметно. Увольнений как бы нет. Дмитрий Шашкин, министр образования Грузии, заявил, что в школах страны нет никаких сокращений. Он прав. Все увольнения происходят устно, без выполнения лишних юридических формальностей. Так как иначе придется платить компенсации. Бюджет к этому не готов.
Зураб Ногаидели, один из оппозиционных лидеров, говорит, что «реформа образования» - это чистая политика. По его данным увольнения коснулись только тех педагогов, которые поддержали оппозицию во время последних выборов. Если он прав, то уволят как минимум каждого третьего учителя Грузии.
Но есть и другие причины школьной войны, и они лежат на поверхности. В интервью GeorgiaTimes политолог Сосо Цискаришвили напомнил, что в конце 2010 года истекает двухлетний срок, в течение которого Грузия получала солидную финансовую помощь от Евросоюза и США. Мировое сообщество таким образом «лечило» Грузию от последствий войны 2008 года. Эти деньги пошли на относительно достойную жизнь страны в отчетный период.
Но с 1 января 2011 года начинается новая жизнь, уже без этих денег. И теперь, как считает Цискаришвили самое время «затянуть пояса». Экономить на глобальных проектах, например, строительстве 552-метрового моста в Анаклии, не в стиле руководства страны. Поэтому единственным источником экономии будут деньги бюджетников и, прежде всего, учителей, как самой многочисленной их части.
Новая Грузия - страна для тех, кому до сорока. Если ты имел несчастье учиться в советскую эпоху, то ты - почти наверняка - безработный. Дареджан Чихладзе из тех, кому не повезло. Она осталась без работы четыре года назад. Теперь вся жизнь проходит в разъездах между Тбилиси и деревней, где живут ее дети.
«Нам пришлось перебраться в отцовский дом, потому что там есть земля. Я работаю в Тбилиси гувернанткой, получаю за это сто долларов в месяц. Эти деньги только на одежду и дорогу. В деревне у нас все есть», - говорит Дареджан. Гастрономическое деревенское изобилие, по меркам Дареджан, это домашний хлеб и фасоль.
В последний раз лобио - грузинское блюдо из фасоли, варили без приправ и чеснока, потому что купить их не на что. Зато сейчас сезон грибов, растут прямо во дворе. Раньше по окраинам двора рубили деревья на топку, теперь на пнях уйма грибов. Их можно и самим есть, и возить в Тбилиси на рынок. Тбилисская квартира Дареджан Чихладзе закрыта на два замка. «Я появляюсь там только поздно вечером, а уезжаю рано утром. У меня огромные коммунальные счета, днем меня разыскивают инспекторы и полиция» - рассказывает женщина.
С каждой новой реформой грузинского руководства на улице оказывается новая партия безработных. Если реформы и впредь пойдут так динамично, то в Тбилиси останется только одна бюджетная организация - аппарат президента Грузии.