«Мы поддерживаем цели государственной стратегии Грузии по оккупированным территориям, - отметила Клинтон. - Соединенные Штаты готовы предпринять действия в поддержку этих важных целей». Обойдя конкретику, госсекретарь, однако, очень обрадовала главу Сакартвело. Михаил Саакашвили уже поблагодарил госпожу Клинтон за поддержку.
Пока, впрочем, не слишком-то понятно, каким образом Вашингтон собирается помочь Тбилиси подружиться с абхазами и осетинами. Тем более если он и дальше продолжит называть закавказские республики «оккупированными территориями». Именно это противоречие вкупе со многими другими уже почти год не дает стратегии Грузии воплотиться в жизнь.
Казалось бы, озвученные Тбилиси цели - действительно благие. Это и решение гуманитарных вопросов, и поиск путей урегулирования проблем приграничного населения, в том числе и с получением нормального образования. Но именуя власти Абхазии и Южной Осетии «марионеточными режимами», грузинские стратеги получают со стороны Цхинвала и Сухума обоснованный отпор. При этом и осетинское, и абхазское руководство признает: сложившаяся ситуация, когда ближайшие соседи не поддерживают контактов, сама по себе ненормальна.
Однако подобными упоминаниями «оккупированных территорий» госпожа Клинтон лишь подливает масла в огонь. Ее вчерашние «политкорректные» эпитеты не могли не привлечь внимание республик Южного Кавказа и вызвали естественную критику.
Как заявил заместитель полпреда президента Южной Осетии по постконфликтному урегулированию Мераб Чигоев, почему-то должностных лиц на Западе не интересовало, что в течение 20 лет один из самых лучших уголков Осетии - Ленингорский район - находился под действительной оккупацией Грузии. Чигоев подчеркнул, что стратегия Тбилиси в отношении Абхазии и Южной Осетии является абсолютно неприемлемой для обеих республик. «Мы эту стратегию считаем нереальной и неосуществимой и комментировать ее содержание не намерены», - добавил он.
В свою очередь МИД Абхазии дал понять, что открытая прогрузинская позиция США, которые являются одним из сопредседателей женевских дискуссий, и вовсе вызывает резонные сомнения относительно целесообразности участия представителей Сухума в переговорах. «Абхазская сторона предлагает Госдепартаменту США дать более развернутое объяснение смысла слов «оккупированная грузинская территория» и «непоколебимая поддержка территориальной целостности Грузии» обосновав, таким образом, свою позицию более четко, так как данное заявление провоцирует агрессивные стремления Грузии восстановить «территориальную целостность» военным путем при более открытой поддержке США», - полагают абхазские дипломаты.
Чтобы прояснить ситуацию с отношением республики к грузинской стратегии и высказываниям Хиллари Клинтон о её поддержке, мы связались с главой МИД Абхазии Максимом Гвинджия.
- Полагаю, заявления Клинтон - это декларативные и необоснованные высказывания, направленные на то, чтобы проявить хоть какую-то поддержку Грузии в ее агрессивных намерениях. Что касается стратегии, то тут наша позиция такова: во-первых, я даже не читал этот документ, а во-вторых, этот план действий, который Грузия якобы создала для Абхазии, в нашей республике никто не воспринял. Я даже не знаю здесь людей, которые как-то комментировали бы эту стратегию. Ее здесь сразу же отсекли, поскольку она направлена на то, чтобы душить Абхазию, продолжать давление и при этом использовать красивые фразы о новых возможностях.
Более того, у нас возникает резонный вопрос: если США готовы поддерживать эту стратегию, которая необходима только Грузии, значит, Хилари Клинтон открыто говорит о том, что она не будет учитывать мнение населения Абхазии. И это свидетельствует о предвзятой позиции Вашингтона по этим вопросам. Соединенные Штаты всегда позиционируют себя как защитники свободы и интересов простых людей, но здесь Клинтон говорит о том, что ей безразлично мнение абхазов.
Максим Харитонович, разделяете ли вы точку зрения, согласно которой грузинская стратегия разрабатывается на деньги западных налогоплательщиков?
Да, этот документ подготовлен западными специалистами и профинансирован западными фондами. Мы считаем, что это политическая авантюра при поддержке международного сообщества. Заранее известно, что этот проект не будет реализован, однако на него выделяются большие деньги. Эти средства уже давно истрачены.
Считаете ли вы, что диалог между Сухумом и Тбилиси надо начинать с подписания договора о неприменении силы?
Думаю, для того чтобы страны начали налаживать отношения, в первую очередь между ними действительно должны быть гарантии того, что они не будут воевать. Если страны находятся в состоянии войны, то о какой стратегии и мерах доверия можно говорить?
Своим мнением с GeorgiaTimes поделилась и секретарь Общественной палаты Абхазии Нателла Акаба.
- В заявлении госсекретаря США не содержится по сути ничего нового. Я бы не сказала, что в Абхазии оно произвело сильное впечатление, хотя наш МИД выступил со специальным заявлением. На самом деле официальная позиция США по Абхазии и Южной Осетии хорошо известна, и во многом она, на мой взгляд, является проявлением незнания как реальной ситуации в бывших грузинских автономиях, так и правовой и исторической природы грузино-абхазского и грузино-югоостинского конфликтов. В то же время можно отметить, что в последнее время в среде ряда американских экспертов начинает проявляться менее политизированный и более прагматичный подход в отношении Абхазии и Южной Осетии. Он состоит в том, чтобы, не признавая последние официально, попытаться лучше понять те процессы, которые там происходят, оценить перспективы и возможные сценарии будущего и наладить какое-то сотрудничество.
Мне трудно понять, каким образом госпожа Клинтон может помочь осуществлению грузинской стратегии по реинтеграции Абхазии и Южной Осетии, как она обещает грузинскому руководству. Данная, так называемая, «новая» стратегия безнадежно устарела и абсолютно не воспринимается подавляющим большинством населения Абхазии, хотя бы уже потому, что основана на восприятии абхазов и осетин как жалких безвольных марионеток, населяющих «оккупированные грузинские территории». На самом деле наши народы наконец-то чувствуют себя вполне свободными и защищенными от новых широкомасштабных военных атак со стороны Грузии. А постоянное повторение требований о выводе российских войск не способствует трансформации чрезвычайно сложного грузино-абхазского конфликта и восстановлению разрушенных по инициативе Тбилиси отношений между грузинами и абхазами.