Военный бюджет Грузии за последние пять лет уверенно чертит параболу. Если в 2005 году на армию в республике тратили около 80 миллионов долларов, то уже через год эта цифра возросла вдвое. Почуяв неладное, в дело вмешалась Комиссия по внешним связям Евросоюза, которая потребовала от Сакартвело прекратить наращивание военного бюджета, поскольку на тот момент страна больше нуждалась в поддержке здравоохранения, социальной сферы, а равно малого и среднего бизнеса.
Мишико, однако, продолжал играть в солдатиков. Уже в 2007-м оборонная сфера страны просто озолотилась - ее бюджет составил 700 миллионов долларов! И это, как оказалось, не было пределом. В год нападения Грузии на Южную Осетию в армию был влит почти миллиард долларов. Но, проиграв войну, Саакашвили продолжил вооружаться. Впрочем, уже не так рьяно: за последующие 12 месяцев военные расходы сократились на треть. В прошлом году на армию выделили 412 миллионов долларов. Теперь же речь идет о спонсировании Минобороны на сумму 366 миллионов. Таким образом, кривая военного бюджета Грузии явно ползет вниз.
О сокращении военных расходов республики и возможной помощи США в этом компоненте корреспондент GeorgiaTimes говорил с российскими экспертами.
Первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков: Полагаю, что снижение военных расходов Грузии вписывается в общую канву. Если еще в прошлом году Соединенные Штаты претендовали на то, чтобы обеспечить мировое господство за счет собственных сил и мощи НАТО, то теперь выясняется, что им это не под силу. Выйти из кризиса без установления военно-политического контроля над ресурсами они не могут. Поэтому сейчас предпринимаются шаги для того, чтобы привлечь к этому делу другие страны. В первую очередь, Россию. В этих условиях втягивание РФ в войну в кавказском регионе - не в интересах США. Им нужно решать более важные задачи.
И, естественно, в этой ситуации перевооружать Грузию и обеспечивать условия для ее вступления в конфликт с Абхазией и Южной Осетией тоже проблематично. Думаю, это один из геополитических факторов. Второй фактор заключается в том, что грузинская экономика имеет свои пределы. Дальнейшее увеличение военных расходов может привести к экономическому хаосу в стране, и господину Саакашвили надо что-то делать, чтобы этого не допустить в преддверии предстоящих выборов. Наконец, третий фактор: грузинская армия по своему боевому численному составу достигла того предела, превышение которого чревато ее недееспособностью. Таким образом, Грузия попросту не в состоянии тянуть такую армию и вынуждена сокращать расходы на закупки вооружений и военной техники. Видимо, все, что нужно было закупить, - уже закуплено. Но это отнюдь не свидетельство миролюбия президента Саакашвили и его банды.
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин: Сокращение военных расходов связано с экономическими проблемами Грузии. Собственно, по другим причинам военные бюджеты обычно и не урезают. Я не думаю, что в дело вмешаются Соединенные Штаты и начнут спонсировать грузинскую армию. Вообще никто никогда не спонсировал военные реформы республики. Суммарный вклад всех стран Запада в военные усилия составляет порядка трех процентов.
Эксперт отдела Кавказа Института стран СНГ Руслан Харабуа: Грузинская сторона, судя по всему, не видит перспективы в решении вопросов территориальной целостности военным путем. Думаю, это решение отложено до наступления лучших времен. Кроме того, экономический кризис, который еще не завершен, для республики является серьезной проблемой. Расходование бюджетных средств на военную составляющую для руководства Грузии менее актуально, нежели решение проблем социального характера. На мой взгляд, США будут продолжать содействовать Грузии, но уже не в прежнем объеме. Они понимают, что военная поддержка республики на сегодняшний день бесперспективна.
Что ж, если взглянуть на мизерный бюджет Грузии на будущий год (четыре миллиарда долларов), то заикаться о каких-то серьезных реформах в армии Саакавшили язык действительно не повернется. Тут, как говорится, не до жиру, быть бы живу.