История со скандальным заявлением Вашадзе любопытна вдвойне, поскольку подписанное в августе лидерами России и Армении Дмитрием Медведевым и Сержем Саргсяном соглашение о продлении срока дислокации российской военной базы в Гюмри грузинский МИД поначалу воспринял более-менее спокойно.
Как заявила тогда заместитель Вашадзе Нино Каландадзе, решение Еревана и Москвы является правом двух суверенных государств, а для Тбилиси главное, что Армения в полной мере осознает и осознавала «исходящие со стороны России угрозы касательно Грузии, в том числе и в региональном контексте». Грузинский дипломат напомнила о хороших отношениях с Ереваном и добавила, что у Сакартвело нет никаких оснований подозревать, будто Армения в каком-либо виде поставит под сомнение региональную безопасность.
Политологам уверенность Каландадзе, однако, не передалась. Эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе подчеркнул: усиление российской базы в Гюмри - это серьезное послание для Грузии. «Это дамоклов меч над Грузией, который может быть использован в любое время», - полагает он.
Трудно сказать, почему же так долго «зрел» обычно словоохотливый Григол Вашадзе. То ли анализировал оценки экспертов, то ли был занят своими делами. В любом случае, спустя две недели министр все-таки высказался. Да еще как! Глава МИД заявил, что российская военная база в Армении никому не дает возможности для стабильности, безопасности и сотрудничества. Более того, по мнению Вашадзе, эта база не создает благополучных условий для разрешения существующих на Южном Кавказе проблем цивилизованным и мирным путем.
Не вспоминая о тех путях, которыми предпочитает действовать в регионе сама Грузия, перенесемся в Ереван, где «всезнайство» Вашадзе вывело из себя пресс-секретаря внешнеполитического ведомства Тиграна Балаяна. «Чиновник другой страны не уполномочен вмешиваться в наши дела и давать комментарии относительно вопросов нашей безопасности», - цитирует его ИА Regnum.
Любопытная деталь: буквально неделю назад глава МИД Грузии принимал у себя посла Армении и обсуждал с ним вопросы углубления двусторонних отношений, подчеркивая их значимость. И уже, между прочим, зная о документах по российской базе в Гюмри. В общем, логику грузинского министра понять сложно. Как, впрочем, и говорить о перспективах развития тех самых грузино-армянских отношений после скандального заявления господина Вашадзе.
Тем не менее российские эксперты полагают, что никаких кардинальных последствий эта история иметь не будет. По мнению директора Международного института политической экспертизы Евгения Минченко, отношения Тбилиси и Еревана, в общем-то, и так никогда не были радужными. «Не знаю, какая муха укусила Вашадзе, но у Грузии есть своя неоимперская повестка дня, - сказал он корреспонденту GeorgiaTimes. - Грузия претендует на роль некоего эталона, причем не только для кавказских республик, но и для всех стран постсоветского пространства. Дескать, как у нас, надо делать везде. Мы - ориентир демократии в регионе и образец, с которого надо все калькировать. И иногда это выглядит достаточно комично». Эксперт привел в пример недавнее заявление Тбилиси о том, что переходом к парламентской республике Сакартвело всем подает пример, хотя ни для кого не секрет, что этот переход уже осуществили Молдавия, Киргизия и Украина.
В свою очередь, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Феликс Станевский отмечает, что демарш Вашадзе действительно вызвал раздражение в Армении, но отношения между двумя странами и без Вашадзе не так хороши, как это выглядит в ходе официальных визитов. «Однако в силу той транспортной полуизоляции, в которой находится Армения, и той важности, которую для Еревана представляет в транспортном отношении Грузия, армянское руководство ни на какие серьезные шаги в данном случае не пойдет», - прогнозирует Станевский.
Политолог также добавил, что Вашадзе сильно запоздал со своим скандальным заявлением. Почему так произошло - остается, по его словам, лишь гадать. Во-первых, МИД Грузии мог долго размышлять о том, выстрелить или нет, а во-вторых, грузинские дипломаты могли ждать визита Медведева в Баку. «В-третьих, это могло быть следствием не очень профессиональной работы грузинского министерства иностранных дел, - подытоживает Станевский. - В принципе, грузинский МИД - это дилетантское министерство. Задирают нос кверху, но на самом деле профессиональных кадров у них мало. Сам министр занимал невысокие должности в министерствах иностранных дел Советского союза и России. И никакими особыми профессиональными качествами он не блещет».