«Ожидается, что новый кризис не будет таким масштабным, как кризис 2008 года, - цитирует «Кавказский информационный портал» исполнительного директора Кавказского института экономических и социальных исследований Давида Нармания. - Он не сможет оказать опасного влияния на Грузию».
Что ж, западные эксперты уже не раз говорили о том, что Соединенным Штатам грозит новый финансовый кризис, но причем здесь Грузия? Складывается ощущение, что долги, в которых гордо грязнет республика, лишь расслабляет руководителей страны. Сама собой напрашивается аналогия с сыном миллионера, который полностью обеспечивается богатым отцом и, естественно, даже не думает о работе и саморазвитии.
Истины ради отметим, что нынешний режим активно зовет в страну инвесторов, пытается развивать туристический бизнес. Но, как ни крути, за последние годы в накоплении внешнего долга Грузии даже наметились определенные тенденции. Так, если в 2008-ом году он составлял два с половиной миллиарда долларов, то через год - уже на полмиллиарда больше. Теперь Грузия должна донорам уже более трех с половиной миллиардов. Растет задолженность и перед многосторонними кредиторами: Всемирным Банком и МВФ.
Возникает вопрос: не настанет ли тот час, когда деньги не просто перестанут падать на Грузию, а их придется отдавать? Как отмечают некоторые политологи, новая американская администрация, получив «Джорджию» в наследство от Буша, не питает особых чувств ни к самой стране, ни к ее президенту. Пересмотрели свое отношение к Саакашвили и в Европе. Так, может, в этой ситуации Тбилиси лучше призадуматься о часе расплаты, нежели отслеживать изменения в экономике дяди Сэма?
На эту тему корреспондент GeorgiaTimes говорил с экспертом Института стратегических оценок и анализа Сергеем Демиденко и доцентом кафедры международных отношений и внешней политики МГИМО Артемом Мальгиным.
Почему сейчас Грузия заняла открытую иждивенческую позицию?
Демиденко: Это может быть связано только с одним - попыткой успокоить общественное мнение. Уже ни для кого не секрет, что Грузия серьезно зависима от соединенных Штатов. Но, на самом деле, от мощнейшей экономики США сейчас зависят все. Тем более Грузия. В этой связи в последнее время в прессе появляются разные мнения относительно дальнейшего развития событий, и, принимая в расчет зависимость Грузии от США, определенные панические настроения действительно потихоньку распространяются. И, соответственно, тут уже реагирует пропагандистский аппарат, поскольку Саакашвили уделяет большое внимание этому сегменту своей политики. Да, грузинский лидер предпринимает усилия для того, чтобы развить экономику республики. Вопрос только в том, чем это закончится. Если экономическая политика президента Грузии себя дискредитирует, то республика будет оставаться иждивенкой у США.
Мальгин: Эти высказывания экспертов связаны с небольшими бюджетами, которые сейчас выделяются на Грузию. Дело в том, что американские сенаторы, которые работают на внутреннего избирателя, ориентируются на то, что избирателю понятно. Сейчас для обыденного американца Грузия ушла в тень. Это не 2008 год, и если потребуется изыскать возможности для сокращения, то достаточно просто указать этот источник. Мол, зачем мы поддерживаем Грузию, когда у нас кризис, когда у нас есть выбор между сокращением внутренних программ или отказа от поддержки этой страны. Все-таки Грузия - это не голодающая Африка. Поэтому, если найдется заинтересованное лицо, которое переведет стрелки на Тбилиси, то Грузия может пострадать. Да, этого не случится до конца нынешнего финансового года, но нужно помнить, что финансовый год в США заканчивается осенью, а не зимой. Посмотрим, ждать осталось недолго.
Возможно ли, что в перспективе Грузии придется отдавать долги своим заокеанским партнерам?
Демиденко: Тут все будет зависеть от политической конъюнктуры. Если Соединенные Штаты будут заинтересованы в Грузии и в режиме Саакашвили, то все долги спокойно спишутся, и ничего экстраординарного не произойдет. В данном случае Вашингтон получает дополнительный инструмент давления на Грузию и усиления своего влияния на Южном Кавказе. Понятное дело, что сейчас влияние США на республику близко к тотальному, но и о перспективе подумать было бы неплохо. Пока я не вижу перспектив для того, чтобы эта ситуация изменилась. Грузия будет ориентироваться на Вашингтон, у нее нет другого выхода
Мальгин: Думаю, что нет. Деньги обратно не попросят, поскольку, как правило, такая политически мотивированная помощь безвозмездна. Это не кредиты. И, если все же у небольших государств просят отдать помощь или намекают на это, то они сразу начинают искать нового спонсора. Поэтому и администрация Обамы, при всех ее отличиях от администрации Буша, с такой просьбой не выступит.