"Это не означает, что мы навязываем свою волю и ограничиваем права Белоруссии и Казахстана в использовании этих продуктов, но мы вправе потребовать принять исчерпывающие меры по недопущению данных товаров на российскую территорию", - заявил глава Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Конечно, такое заявление Геннадия Онищенко является не просто просьбой, которую можно принять или отклонить. Оно обусловлено определенными нормативными актами, прописанными в законодательстве Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Взаимная торговля, которой планируют заниматься эти страны, предусматривает единый таможенный тариф, отсутствие таможенных пошлин и ограничений экономического характера. Наверное, власти Грузии надеются, что с помощью этого пункта через казахскую и белорусскую границу грузинские вина и минеральные воды, пусть и в малых количествах, но будут просачиваться на территорию Российской Федерации.
Не тут-то было. Во-первых, в Таможенном кодексе существует интересная оговорка, которая допускает ограничения путем принятия специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Во-вторых, согласно синхронизации технических регламентов, Министерство здравоохранения РФ самостоятельно принимает решение о запрете продукции, которая, по мнению российской стороны, может быть опасной для своих граждан:
- В данном случае неважно, какие механизмы можно задействовать для урегулирования данной проблемы. Никаких расходов не потребуется. Потому что достаточно одной просьбы господина Онищенко, весьма интересной личности, чтобы и Белоруссия, и Казахстан не допустили поставки грузинской продукции на российский рынок. И не только самого вина или минеральной воды, но и продукции под другими названиями, произведенной из грузинского виноматериала. Иначе это будет чревато для них определенными проблемами, и все прекрасно это осознают. Что же касается принятия России в ВТО, то на встрече с российским президентом Дмитрием Медведевым в Вашингтоне президент США Барак Обама ясно дал понять, что все вопросы будут урегулированы до 30 сентября и никаких дополнительных препон России никто не собирается ставить. Однако, буквально три недели назад Грузию посетил заместитель госдепартамента США, и в выступлении сказал, что вступление России в ВТО будет напрямую связано с решением вопроса по грузинской продукции. ВТО будет закрыто для России, пока не будет достигнуто определенное соглашение. На что Грузия надеялась? На то, что с введением Таможенного союза, грузинская продукция получит свободный доступ на территорию России, потому что свободно обращается в Белоруссии и Казахстане. Но Геннадий Онищенко этих ожиданий не допустил и не допустит, - полагает аналитик Alkonews.ru Вадим Дробиз.
Из этого заявления главы Роспотребнадзора следует нехитрый вывод: Россия готова искать другие способы решения своей проблемы по вступлению во Всемирную торговую организацию и нести дополнительные расходы по организации выборочного таможенного контроля и контроля торговых сетей, чем снимать экономическое эмбарго с Грузии.
Вопрос в другом: зачем грузинским властям, которые заявляют о том, что у страны полно рынков для сбыта своих вин и минеральных вод, так необходимо вернуться на российский рынок?
Вадим Дробиз считает, что, несмотря на географическое расширение рынков сбыта своей продукции, Грузия преувеличивает сами объемы экпорта:
- На самом деле, в 2005 году Грузия отправила на экспорт более 60 миллионов бутылок вина, из них более 50 миллионов - в Россию. Сейчас она экспортирует около 10 миллионов бутылок вина. То есть, экспорт упал, примерно, в 5,5 раз. Тогда по потреблению грузинских вин на первом месте была Россия, потом Украина, затем Казахстан. После того, как Россия отказалась от них, наложив экономическое эмбарго, первым экспортером стала Украина. Но с началом экономического кризиса и она сократила закупки в 2 раза, потому что продукция недешевая. В прошлом году у экспорта Грузии был сильный спад - было экспортировано около 4 миллионов бутылок. А за первое полугодие текущего года уже 6 миллионов. При этом получается рост экспорта на 50%, но эффект низкой базы. Здесь есть еще интересный момент. Белоруссия производит грузинское вино по лицензии из грузинского виноматериала. Но, видимо, и их не пустит Онищенко на территорию России.
Судя по всему, не видать Грузии российского потребителя как своих ушей.
Но есть для грузинского правительства и хорошая новость. Недавно Сирия выразила желание присоединиться к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана, отметив региональную важность экономических отношений Восточной Европы и Ближнего Востока. Несмотря на то, что участником Таможенного союза могут стать только те страны, которые входят в Евразийское экономическое сообщество, Сирия имеет право подать заявку на членство в этой организации и стать полноправным партнером Москвы, Минска и Астаны.
Может быть, хотя бы в Дамаске захотят освежиться глотком грузинского "Боржоми"?