Так что же стоит за этим отказом? Уязвленное самолюбие, расчетливый шаг или неисправная фановая труба в ее ванной? Как бы там ни было, это отвлекло госпожу Бурджанадзе от главного: серьезный политик должен обладать весьма твердой памятью и холодным умом, чтобы вершить судьбу мира хотя бы в масштабе весьма скромного по размерам государства. Грезящая о лаврах Маргарет Тэтчер и Мадлен Олбрайт, Бурджанадзе метит, по примеру своего украинского аналога Тимошенко, не меньше, чем в президенты. А тут ей отказали даже в звании оппозиционного лидера.
Никто не забыл, как политически активизировалась Бурджанадзе после итогов российско-грузинского конфликта в 2008 году. Всегда верная своему соратнику по революции - Саакашвили - она не стала участвовать в парламентских выборах по партийному списку "Единого национального движения" из-за скандала и пошла своим, оппозиционным путем.
Чтобы упрочить свое положение на грузинской арене Бурджанадзе с завидным постоянством начала кататься в Соединенные Штаты. Стала частой гостьей в Белом доме, в Государственном департаменте, в Сенате и Конгрессе, в ООН, выступала в Международном республиканском институте и в Институте Брукинга. Поползли слухи, что Вашингтон готовит ее на место Саакашвили. Вот уж ставлю двадцатку: тот дрожал как осиновый лист. Такого матч-пойнта президент не ожидал - Нино стала считаться отличной альтернативой невменяемому Мишико.
Даже в России к госпоже Бурджанадзе стали присматриваться более пристально. И она поспешила ответить поездкой в Москву, перед этим небрежно бросив, что едет заниматься большой политикой. Сказала так, будто норковую шубейку с плеч скинула. Всячески раскланиваясь в реверансах, она ангажирует российского премьера за закрытые двери, а потом публично признается, что в грузинских интересах принимать во внимание взгляды России.
И тут такой неожиданный демарш в адрес госсекретаря США. Может ли столь дерзкий поступок лидера оппозиции дурно повлиять на ее политическую карьеру и понизить рейтинг в глазах электората?
Александр Караваев: Я бы не придавал большого значения тому факту, присутствовала она на этой встрече или нет. Да, Бурджанадзе могла обидеться и почувствовать определенный дискомфорт по отношению к себе со стороны тех людей в администрации, которые организовали визит Клинтон и согласовывали список тех, с кем она могла бы встретиться. Однако, я считаю, что не стоит обращать большое внимание на этот поступок, он будет иметь значение только на протяжении небольшого отрезка времени, пока информационный повод сам собой не развеется. Я бы не стал связывать рейтинг Нино Бурджанадзе с ее присутствием или отсутствием на этой встрече. Ведь шансы на то, чтобы стать следующим президентом Грузии, есть у самого Саакашвили, если он решит баллотироваться на третий срок, либо у тех лиц, которые в данный момент приближены к нынешнему президенту. Бурджанадзе, как известно, в их число не входит.
Яна Амелина: Совершенно очевидно, что этот поступок на ее рейтинг никак не повлияет, потому что вся эта встреча, по большому счету, всего лишь формальность. И популярность какого-то конкретно оппозиционного лидера в Грузии от этого не зависит. Та же самая встреча Бурджанадзе в Москве с Путиным совершенно ничего не дала в плане рейтинга: муниципальные выборы были проиграны оппозицией. И конкретно за Нино не стоят какие-то реальные общественно-политические силы, и не отражает она сколько-нибудь значимое мнение активной части грузинских граждан. Я согласна с такой оценкой, что политического будущего у Бурджанадзе нет. Это связано и с ее личными качествами, хотя этот факт не первостепенен, и с ее политическим прошлым: за ней тянется такой хвост достаточно неприятных ситуаций, о которых Грузия помнит. И все ее поведение, мягко скажем, не совсем адекватно сейчас. И если Бурджанадзе думала, что Америка поможет ей или кому-то из прозападной оппозиции как-то повлиять на смену политического режима, то это просто смешно. Она никому не нужна, и на нее никто не делает ставку: Бурджанадзе - фигура уходящая.
Таким образом, эксперты сходятся во мнении, что Нино Бурджанадзе позволила себе этот неожиданный шаг только потому, что сама понимает - она всего лишь оппозиционный персонаж на этой общей грузинской картинке. И оказывается, персонаж даже не второстепенный.