GeorgiaTimes побеседовал с представительницей фракции «Новые Правые» Мананой Начкебия и грузинским лейбористом Кахабером Дзагания.
Концентрация власти в руках президента страны и ограничение свобод СМИ и судов уже стали визитной карточкой действующего грузинского режима. Оппозиционные силы страны считают, что сейчас президент Михаил Саакашвили, в основном, озадачен тем, как удержать власть и уйти от ответственности перед грузинским народом, в том числе и за войну 2008 года.
На днях в Грузии побывали представители Гаагского трибунала, где они получили от грузинской стороны информацию о преступлениях в августе 2008 года. Что это были за сведения - осталось загадкой. Однако прокурор Международного уголовного суда Льюис Морено Окампо заявил, что дела тех лиц, на которых возлагается самая большая ответственность за серьезные преступления, будут обязательно расследованы. А значит, под ударом может оказаться и Саакашвили, недовольство которым в республике растет с каждым днем.
Между тем, много вопросов у оппозиции и населения вызывает и состояние избирательной среды в республике. Несмотря на то, что международные наблюдатели признали состоявшиеся 30 мая местные выборы в целом демократическими и свободными, у несогласных есть свой взгляд на произошедшее. Оппозиция полагает, что правительство попросту официально оформило им же запланированные итоги выборов, поскольку избирательный процесс был фарсом, а не механизмом для решения проблем в стране.
В этой связи активизация грузинских парламентариев выглядит весьма любопытно. Депутаты предлагают засекретить информацию о делах, связанных с Грузией, в международных судах. Если эти поправки все же примут, то под грифом «совершенно секретно» могут оказаться дела, которые рассматриваются в Страсбурге или Гааге. И граждане республики попадут под еще более мощный идеологический и информационный контроль.
Чем может ответить на такую инициативу грузинская оппозиция? Об этом корреспондент GeorgiaTimes узнал у исполнительного секретаря партии «Новые правые» Мананы Начкебия и идеологического секретаря Лейбористской партии Грузии Кахабера Дзагания.
Каково Ваше отношение к предложенным поправкам?
Манана Начкебия: Мы негативно к этому относимся и считаем, что засекречивать документы, которые интересуют общество и касаются всех сфер жизни, неправильно.
Кахабер Дзагания: Это очередное беззаконие, которое предложил Саакашвили своему народу. Мы уверены, что эта идея пришла в его голову после того, как лейбористская партия в 2008 году выиграла в Страсбургском суде беспрецедентный по международному праву иск о фальсификации выборов внутри страны. Европейский суд тогда признал лейбористскую партию жертвой режима. Это беспрецедентная правовая практика, поскольку никогда ранее в качестве истца в Европе не выступала политическая партия. После этого мы рассказали об этом иске всему миру и своему народу. Уверен, что Саакашвили боится таких судов и не хочет, чтобы о тех исках, которые рассматриваются в европейских судах, узнал грузинский народ. Это решение принято президентом из-за страха, страха потерять власть и свое кресло.
Связана ли, на Ваш взгляд, эта инициатива с делом о войне в Южной Осетии?
Манана Начкебия: Да, конечно. И не только с этим. В европейских судах есть много дел, в которых позиции грузинского государства будут весьма шаткими.
Кахабер Дзагания: Пока говорить об этом рано. Но я не исключаю, что это действительно так.
Можно ли говорить о том, что эта инициатива будет принята?
Манана Начкебия: Она будет принята. К сожалению, никакой возможности отменить это решение сейчас попросту нет, несмотря на сопротивление оппозиционных партий.
Кахабер Дзагания: Конечно, ведь у нас фактически однопартийный парламент. Там формально присутствует оппозиция, но де-факто ее там нет. У Саакашвили в парламенте абсолютное большинство, и все его идеи получают стопроцентную поддержку.
Что планирует делать Ваша партия для противодействия таким законам?
Манана Начкебия: К сожалению, в Грузии авторитарный режим, и рычагов влияния у оппозиции не существует. Если это политическая воля правящего большинства и президента, то это будет принято.
Кахабер Дзагания: Мы начали так называемую антиколониальную компанию, и в этом формате наша партия разоблачает те внутренние и внешние политические группы, которые имеют тесные финансовые связи с президентом Грузии и преследуют свои интересы в республике, лоббируют Саакашвили. Лейбористская партия проводит пресс-конференции, на которых мы называем фамилии тех людей, которые устанавливают цензуру в Грузии.