По словам Бурджанадзе, выборы в органы местного самоуправления, проведенные в Грузии 30 мая,- это очередной шаг к виртуальной демократии, а единственным выходом из сложившейся ситуации являются досрочные президентские и парламентские выборы в Грузии.
С экс-спикером солидарен и оппозиционный «Национальный Форум». Лидер движения Кахабера Шартава, полагает, что автор спектакля - правительство - сумело втянуть в него всю оппозицию из-за ее разрозненности. Оппозиция же реально за смену власти в стране не боролась, что и подтвердили результаты выборов.
«Национальный форум» предложил всем оппозиционным силам консультации по вопросам изменения избирательного законодательства, чтобы в измененной избирательной среде оппозиция могла потребовать и добиться назначения досрочных президентских и парламентских выборов.
Шартава также выразил уверенность в том, что проведение досрочных выборов в нынешней избирательной среде вновь даст те же результаты, и они завершатся победой правительства, у которого есть «рычаги запугивания избирателей».
О перспективах инициативы Бурджанадзе корреспондент GeorgiaTimes побеседовал с другими представителями грузинской оппозиции.
Насколько обоснованы требования Бурджанадзе?
Петре Мамрадзе, один из лидеров «Движения за справедливую Грузию»
То, что выборы в значительной степени - фарс, верно. Но дело не в том, как выборы были проведены, хотя международные наблюдатели и тут отметили значительные нарушения, в том числе отсутствие различий между исполнительной властью страны и правящей партией Национальное Движение. Главное - это атмосфера в стране и то, как за последние месяцы обработали население. Половина граждан на выборы на явилась, что для Грузии, конечно, крайне низкая явка. Остальных же приводили силком. То есть стояли контролеры от правящей партии и проверяли, кто пришел, а кто нет.
Что касается досрочных выборов, то у населения нет доверия к оппозиционным партиям, нет веры в то, что оппозиция, придя к власти, будет делать что-то лучше для страны. Это результат того, что значительная часть грузинского общества пребывает во фрустрации после перманентных и, на мой взгляд, неуместных митингов, которые шли днем и ночью, когда перекрывались проспекты, а люди сидели в так называемых клетках. Мы еще тогда говорили о том, что это кончится очень плохо, что от этого власть Саакашвили только окрепнет как внутри страны, так и на международном уровне.
Можно говорить о том, что стране нужны выборы, но никто этого устраивать не будет, и никакой силы у оппозиции на данном этапе заставить власти это провести тоже нет. Для меня это оторвано от реальности. Да, нужно объединиться, отложить личные амбиции в долгий ящик, каждодневно защищать интересы народа на всех фронтах, ибо в Грузии вопиющие нарушения прав человека. Из-за коррупции и отсутствия независимых судов нас уже давно внесли в список несостоявшихся стран, где из бывшего СССР есть только Узбекистан. Надо бороться, борьба покажет. Самое страшное - это экономический коллапс, который действительно может вызвать социальные потрясения в стране, и тогда, как говорится, мало никому не покажется. Если на этой почве будет массовая дестабилизация, то произойти может все что угодно.
Манана Начкебия, исполнительный секретарь партии «Новые правые», входящей в «Альянс за Грузию»
Я считаю, что самый правильный путь для смены власти в Грузии - это выборы. Если мы добьемся проведения досрочных выборов, это будет очень хорошо. Надо бороться за это, надо сделать все для того, чтобы убедить население Грузии в губительности политики нынешней власти. Насколько это удастся - это уже другое дело. Призыв Бурджанадзе вовсе не означает, что дело сделано. Надо работать с общественными организациями, зарубежными организациями. Требование легитимное, но, вместе с тем, отказ Бурджанадзе от участия в местных выборах я не поддерживаю.
Что изменят досрочные выборы?
Петре Мамрадзе
О досрочных выборах можно рассуждать лишь в виртуальной плоскости. Кто и почему их назначит? Зачем это нужно власти? Чтобы Мерабишвили вновь заранее объявил о результатах выборов? Если кто-то рассчитывает на то, что Саакашвили не может баллотироваться в президенты, то я думаю, что для него это не помеха. Из своих же выберутся кандидаты, которые, как и Угулава, наберут большинство. Сейчас режим полностью контролирует ситуацию. А оппозиция в данном случае карманная, ручная, которая очень важна для изображения демократии. Так что я не вижу смысла в заявлении Бурджанадзе о досрочных выборах, оно оторвано от действительности. Но объединяться и бороться обязан каждый, потому что спасать ситуацию надо.
Манана Начкебия
Думаю, что в первую очередь нужно приложить усилия для улучшения и оздоровления климата вокруг выборов. В том, что произошло на этих выборах, виноват не только избирательный кодекс, но и болезнь общества, которая вызвана правящей партией. У людей должна быть возможность сделать свободный выбор.
Имеет ли смысл бороться за изменение избирательного законодательства?
Петре Мамрадзе
Еще в 2008 году мы предлагали изменить конституцию для перехода к парламентской системе управления, чтобы не было этого президентского трона, в котором все собрано. Сейчас эту инициативу во всевозможных опросах поддерживают 70 процентов населения Грузии и говорят о том, что президентский институт в республике совершенно не оправдал себя. При этом 78 процентов поддерживают восстановление отношений с Россией. То, за что мы подвергаемся сильнейшей критике. Мы должны заставить власть, которая не выполняет то, чего требуют 70-80 процентов населения. Надо изменять конституцию и кодекс, недаром международные наблюдатели отметили его несовершенство и простор для разгула, который он предоставляет правящей партии.
Манана Начкебия
Избирательное законодательство надо менять обязательно. Мы уже договорились с нашими коллегами, другими оппозиционными партиями, и уже начиная со следующей недели будет проделана совместная работа, которая обеспечит улучшение не только кодекса, но и пространства для проведения нормальных и свободных выборов.
Может ли Саакашвили перейти к решительным действиям, чтобы остаться у власти?
Петре Мамрадзе
По ситуации, конечно, может. Верхушка этой группировки очень узкая. Вокруг Саакашвили собрано буквально 6-7 человек. Эти люди понимают, что им надо сидеть на высших должностях и держать в руках командные высоты до самой смерти. Для них это колоссальные неучтенные деньги, только от наркотрафика они зарабатывают более 500 миллионов долларов в год. Стоит им отойти от власти, как тут же встанет вопрос об их политической и уголовной ответственности, поскольку фактов вопиющего превышения властных полномочий очень много. И много людей, которые все это знают. Только незаконно содержавшихся в местах заключения - несколько тысяч.
Манана Начкебия
Конечно. По нашей информации он уже это делает - готовится новый проект конституции Грузии. Саакашвили будет бороться за власть. Но и общественность, и оппозиционные политические силы должны быть к этому готовы.
Кто сейчас - наиболее вероятный кандидат в президенты?
Петре Мамрадзе
Я считаю, что в оппозиции их нет. А правящая группировка всегда может подобрать симпатичное лицо с экрана и обеспечить раскрутку и пиар. Все это у них хорошо налажено.
Манана Начкебия
Местные выборы показали, что альтернатива нынешним властям - «Альянс за Грузию», а лидер Альянса, Ираклий Аласания - самый реальный кандидат на будущих президентских выборах. Это уже доказано и очевидно. Я читаю, что другие взгляды на эту тему попросту необоснованны.