Россия готова сотрудничать с грузинским бизнесом в сфере поставок вина и воды из Грузии. Об этом на днях заявил журналистам глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. По его словам, ничего невозможного нет, ведь молдавские вина вернулись в Россию, когда предприниматели согласились пустить на заводы российских экспертов.
По словам Онищенко, грузинские предприниматели должны заявить о себе: «Мы хотим восстановиться, мы наведем порядок, возобновим контроль национальный». Кроме того, по его словам, они должны показать, «что уже не производят в 10 раз больше, чем реально могут произвести, эксклюзивного вина, которое пили Иосиф Виссарионович Сталин и его приближенные».
Впрочем, российский главврач с такими заявлениями выступал уже неоднократно, указал грузинский собеседник GeorgiaTimes, экономист Гия Хухашвили.
- Я слышал с каким-то интервалом несколько раз что-то подобное. К тому же Онищенко подразумевает, что переговоры не между госструктурами соответствующими должны вестись, а напрямую с грузинскими бизнесменами. По меньшей мере, это странноватое заявление. Потому что если мы говорим о стандартах, о фальсификациях, механизмы защиты рынка должны находить соответствующие структуры обеих стран, а не бизнесмены. Как они могут гарантировать: под честное слово? Или клясться матерью? Чтобы это все было содержательно и было бы направлено на реальное решение проблемы, лучше было бы, чтобы соответствующие структуры вели переговоры и обеспечивали с обеих сторон защиту рынка, если такая проблема существует, и она не надуманная. Я думаю, что это заявление Онищенко носит чисто формальный характер и не направлено на реальное решение проблемы.
- В 2006 году были ведь факты подделок, которые стали причиной запрета?
- Проблема фальсификации была. Но основная часть фальсификата производилась либо на территории России, либо на территории, не контролируемой Грузией, в той же Южной Осетии. Эта проблема была обоюдоострая, и надо было ее решать. Сейчас фальсификатов в Грузии практически нет, что касается вин. Насчет «Боржоми», я думаю, это была надуманная проблема, потому что фальсификат «Боржоми» готовился только на территории России, в том числе и в Подмосковье. А перекладывать свою головную боль и искать виноватого на стороне, я думаю, не совсем корректно.
- Не кажется ли вам, что это заявление Онищенко сделал вследствие визитов в Москву Зураба Ногаидели и других оппозиционных лидеров?
- Я бы не преувеличивал значимость Ногаидели ни в российской, ни в грузинской действительности. Я надеюсь, в России умные политики, которые понимают, что Ногаидели ни в экономическом, ни в политическом плане дать реально не может ничего во взаимоотношениях с Россией.
- А другие грузинские организации? В России их становится все больше...
- Если есть какие-то бизнес-структуры, торговые палаты, на этом уровне можно вести консультации и находить общий язык. Что касается политиков оппозиционных, я думаю, что на этом уровне такие серьезные вопросы все-таки не решаются.
Другие грузинские эксперты полагают, что Россия просто вынуждена будет отметить запрет на грузинские товары в связи со вступлением в силу с 1 июля норм Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном. Грузинская продукция через эти страны сможет проникать на российский рынок, так как удовлетворяет требованиям белорусов и казахов.
Так ли это, GeorgiaTimes выяснила у Евгения Федорова, председателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму, заместителя председателя комиссии по техническому регулированию. Он утверждает, что вопрос открытия экономических границ с Казахстаном и Белоруссией никак не связан с поставками вина из Грузии. В России действуют стандарты, которым оно должно соответствовать. Единые требования трех стран будут согласовываться и унифицироваться в течение полутора лет.
А вино из солнечного Сакартвело, заверил депутат, уже есть в свободной продаже в России.
- Не так давно я купил ящик грузинского вина Хванчкара и Киндзмараули прямо из Гори.
- Почему же Геннадий Онищенко призывает грузинских бизнесменов сдать продукцию на экспертизу, чтобы ее можно было пускать в Россию?
- Хорошего качества только часть производимого в Грузии вина. О том , что много плохого вина, если помните, говорило и само грузинское руководство. Поставщики отдают продукцию на фитосанитарный контроль, и если она соответствует госстандартам, если в ней в норме все элементы от железа до цинка, то ее разрешают к ввозу в Россию, и не имеет значения, какого она происхождения - грузинского или американского или еще какого-то.
Как могло грузинское вино просочиться в Россию незаметно для журналистов? Допустим, ввести ящик вина могли в частном порядке те, кто ездит в Грузию. Но если вино действительно продавалось открыто, то депутат купил либо подделку под грузинское вино, либо нелегально ввезенный в Россию товар предположил в комментарии для GeorgiaTimes аналитик Alconews.ru Михаил Колчанов.
- Грузинских вин в России нет, как их запретили в 2006 году, так и нет. Ни один производитель официально не получил разрешение Роспотребнадзора. Соответственно, реализация грузинского алкоголя в России запрещена. Либо речь о нелегально ввезенном вине, либо о том, которое нелегально называется грузинским, а произведено, где угодно.
- Для того, чтобы грузинское вино разрешили продавать в России, надо российским специалистам посетить грузинские заводы?
- Нет, его запретили приказом ФТС, и никакое вино не может быть ввезено без разрешения свыше. Должна быть какая-то правительственная или межведомственная комиссия, которая даст разрешение. Пока никакого политического решения не было.
- Онищенко пригласил грузинских виноделов, чтобы они обратились, минуя грузинские правительственные структуры, за разрешением.
- Возможно, если грузинские виноделы начнут обращаться, то это заметят и дадут разрешение, но пока ввоз запрещен. И это было политическим решением, как с абхазским вином. Когда оно еще считалось грузинским, то есть Россия еще не признавала эту республику, оно начинало завозиться. На нем было написано, что оно произведено в Абхазии, а штрих-код был российский. Для некоторых вопросов разрешение откуда-то появлялось, хотя никаких документов на этот счет не было.
- С вашей точки зрения, введение правил Таможенного союза вернет грузинские вина на российский рынок?
- Мне кажется, будет дополнительный контроль, как и с автомобилями из Белоруссии или украинским сахаром. У нас есть по ним ограничения, также, наверно, и с вином сделают. Скорее всего, не разрешат свободно гулять алкоголю внутри Таможенного союза.