GeorgiaTimes побеседовал с армянами в Грузии и представителями общественных организаций в республике.
Согласно официальным данным, с 1926 по 2002 год процентный показатель грузин в республике увеличился с 54 до 83. При этом стремительно сокращается число представителей других национальностей, проживающих в Грузии. Например, армянское население в стране за почти 80 лет уменьшилось с 18 до 6 процентов от общего числа живущих в республике.
Эксперт научно-образовательного фонда «Нораванк» Тамара Варданян считает, что вышеобозначенные проблемы нацменьшинств в Грузии связаны со стремлением республики построить национальное государство. «Для того чтобы добиться поставленной цели, грузины выбрали два пути - ассимиляцию и эмиграцию. В настоящее время все больше предпринимаются попытки сделать это по пути ассимиляции», - цитирует ее «Кавказский Узел».
Безрадостную картину дополняет также игнорирование интересов 86-тысячной армянской общины Грузии в ходе выборов в органы местного самоуправления, которые состоятся 30 мая. Дело в том, что в списках авторитетных партий Грузии на проходных местах нет ни одного армянина. Отсутствуют они и в списке правящей партии Национальное движение.
Участники ассамблеи армян Тбилиси полагают, что данный подход не соответствует принципам толерантности многокультурного и многонационального города и не способствует развитию уровня политического и гражданского участия этнических армян.
О проблемах армян в Грузии и национализме в республике корреспондент GeorgiaTimes побеседовал с армянами в Тбилиси и представителями общественных организаций в республике.
Арнольд Степанян, председатель общественного движения «Многонациональная Грузия»
После 90-х годов в Грузии был спад национализма, но в последнее время чувствуется, что националистов становится все больше. Это выражается публично, и я могу это подтвердить. Более того, сейчас в стране есть агрессия и по отношению к так называемым новым меньшинствам, например, китайцам.
В социальных сетях типа Facebook создается все больше групп, которые настроены националистически и пропагандируют нетерпимость и фашизм. Не так давно вышла книга «Гитлер», в которой фашизм описывается как порядок, который смог бы заменить коммунистическую систему советского союза, причем с положительной стороны. Я не знаю, почему эту книгу издали именно сейчас. Также часты случаи употребления языка ненависти в газетах и по телевидению. К примеру, недавно в ходе программы на одном из центральных коммерческих телеканалов у одного из участников спросили, не стесняется ли он своего армянского происхождения. Поэтому сейчас можно говорить о том, что национализм в Грузии поднимает голову.
Что же касается статистики, то я бы не стал ей доверять. И не столько потому, что она показывает какие-то непонятные тенденции, а в связи с тем, что я знаю, как над ней работают. Те данные, которые публикует департамент статистки, далеки от действительности. Хотя я могу подтвердить, что количество армян в Грузии вдвое уменьшилось, но не только за счет миграции, но и за счет того, что не учитываются абхазские армяне. Однако и количество грузин в республике также уменьшилось. Думаю, что данные по грузинам завысили ввиду того, что вскоре после переписи шли выборы.
Какова причина того, что ни в одной из партий на выборах 30 мая нет армян?
Я бы хотел думать, что это просто непрофессиональный подход и глупость. Хотя все-таки мне кажется, что это пощечина армянскому населению в Грузии. В списке правящей партии есть этнический азербайджанец, но нет армян, тогда как в Тбилиси их проживает в 12 раз больше. При этом в оппозиционном Национальном Совете нет ни одного представителя этнических меньшинств. С сожалением приходится констатировать, что в городском собрании Тбилиси не будет ни одного армянина, хотя в грузинской столице число армян составляет 8 процентов. И хоть власти говорят о многонациональности Грузии и дружной жизни, в политике эти заявления не находят отражения.
Думаю, что сложившаяся ситуация - это не только ошибка властей. Прежде всего, это ошибка общества, которое до сих пор не договорилось о том, какую формулу для своего строительства оно выбрало. Мы постоянно находимся в поиске, и хуже всего, когда он заходит в тупик, и мы не хотим этого осознавать. Мы не можем осознать того, что находимся в 21-м веке, что наше общество действительно многонационально и многокультурно. И нужно учитывать этот фактор для того, чтобы строить будущее страны. Пока мы не придем к этому, в нашем обществе будут большие проблемы, связанные с межэтническими отношениями.
Рубен Элчян, представитель армянского национального меньшинства, безработный
От этой «хорошей жизни» уходят не только армяне, но и грузины. Вы можете наблюдать очереди в посольства, и это беда всех наций в Грузии. А что касается ассимиляции народов, то она есть везде, от этого никуда не деться.
В принципе я считаю, что проблемы у армян в Грузии есть, и виноваты в них как политика, так и социальная сфера. Да, здесь есть дискриминация. Например, чтобы начать работать, ты фактически должен стать грузином. Должен великолепно знать язык. Если же ты говоришь с небольшим акцентом, у тебя есть трудности. Поэтому отрицать определенные проблемы нельзя.