GeorgiaTimes, не видят причин для развязывания военных действий в ближайшей перспективе.
Партия «Дашнакцутюн» предупредила общество о возможной агрессии со стороны Азербайджана в случае, если армяно-турецкие протоколы будут ратифицированы без учета азербайджанских интересов.
2 апреля об этом заявил руководитель офиса по политическим вопросам партии (Армянской революционной федерации «Дашнакцутюн», или АРФД) Киро Маноян. Он предполагает, что Вашингтон не случайно пригласил на саммит по ядерной безопасности президента Армении Сержа Саргсяна и премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
По предчувствиям политика, в США состоятся тайные переговоры, в результате которых Анкара может согласиться на ратификацию армяно-турецких протоколов в обмен на гарантии непризнания Соединенными Штатами Америки геноцида армян в Османской империи. Это особенно актуально в преддверии 24 апреля - очередной годовщины Великой резни («Мец Егерн»), по поводу которой Обама будет произносить очередную речь.
И если протоколы будут ратифицированы турецким парламентом, родственные туркам азербайджанцы, могут не стерпеть предательства и начать войну, полагает Маноян. Сейчас Баку требует, чтобы отношения Армении и Турции налаживались параллельно с деоккупацией Нагорного Карабаха.
Азербайджанцы, к слову сказать, уже считают свою миссию по расстройству зарождающейся армяно-турецкой дружбы почти выполненной. Так что эксперт независимым политологом, советником по внешнеполитическим вопросам первых трех президентов Азербайджана Вафа Гуладзе заявил ИА REGNUM, что в встреча Саркисяна с Эрдоганом ничего не даст. Президент Армении скажет, что ничего за себя не решает, а турецкий премьер попросит Обаму подействовать на решающую за него Москву. «Подытоживая, легко предсказать: никакого решения в США принято не будет... Что же касается 24 апреля, то, думаю, ожидания армян напрасны. Не произнесет Обама слово «геноцид». Во всяком случае, по-английски. Он скажет, что трагические события вековой давности не должны мешать двум народам наладить нормальные отношения», - прогнозирует азербайджанский эксперт.
Между тем опасения армянского прорицателя войны поддержал соратник Манояна по партии, глава Комиссии по вопросам обороны, национальной безопасности и внутренних дел парламента Армении Грайр Карапетян. Он пригрозил Баку потерей новых районов, если война все-таки начнется.
Свою лепту во всеобщую панику внес и глава Нагорного Карабаха Бако Саакян, пообещав Баку еще больше проблем, чем после войны 91-94 годов. «Воинственная политика Азербайджана напрасна и неуместна. Я глубоко убежден, что существующие в современном мире проблемы можно решить исключительно цивилизованными методами, за столом переговоров, и посредством прямого диалога», - добавил он в интервью армянской газете «Голос Армении».
Хотя почти все политики говорились, что война маловероятна, в армянских, азербайджанских и российских СМИ уже поползла волна слухов и экспертных оценок. Тем более, что в Армении, как выяснилось, вдруг занялись усиленной боевой подготовкой, а из аэропорта, по слухам, не выпускают мужчин моложе 45 лет, то есть готовятся к мобилизации населения.
GeorgiaTimes попыталась прощупать обстановку: так ли она взрывоопасна, как ее малюют.
Заведующий аналитическим отделом российского Института военного и политического анализа Александр Храмчихин считает, что войны не предвидится, но ничего исключать нельзя.
- Такое всегда возможно, хотя мне кажется, маловероятными и ратификация армяно-турецких протоколов, и война в Азербайджане.
- Но ведь есть данные Стокгольмского международного института по изучению проблем мира, которые показали, что все страны Южного Кавказа увеличили свои расходы на оборону и приобретение вооружений. И Азербайджан, по мнению шведских экспертов, ведет подготовку к потенциальному возобновлению конфликта из-за Нагорного Карабаха.
- Да, возросли расходы на приобретение военной техники, но вряд эти эксперты подсчитали количество оружия у Нагорного Карабаха и сравнили с Азербайджаном.
- Вы хотите сказать, что Азербайджан уступает в этом и не сможет победить?
- Это давно известно, что Карабах хорошо вооружен и туда поступает постоянно оружие из Армении.
- Но ведь есть еще и заявления азербайджанских властей о том, что они готовы к военным действиям.
- Они обязаны это говорить, чтобы внушить доверие народа к своей военной мощи.
- Армянские эксперты предполагают, что эти заявления используются для шантажа Армении, чтобы добиться от нее больших уступок по нагорно-карабахскому урегулированию...
- Есть и этот фактор. Но в основном это нацелено на азербайджанское общество с целью его консолидации перед внешним врагом.
В таком же спокойном ключе по поводу возможности новой войны из-за нагорного Карабаха рассуждает директор ереванского Института Кавказа Александр Искандарян. От прогнозов по ратификации протоколов он уклонился, для войны не нашел достаточных предпосылок.
- Дедлайном (от англ. deadline - «крайний срок» - ред.) для турецкой стороны является 24 апреля. Если до этой даты протоколы не будут ратифицированы, то после 24 апреля ситуация изменится, станет понятно, будут ли дальше идти армяно-турецкие переговоры или нет. Это мы посмотрим дальше. Но я сомневаюсь, что протоколы будут ратифицированы в ближайшем будущем.
- Соответственно, и угроза войны, о которой предупредила «Дашнакцутюн» отпадает?
- Военные действия не возникают от такого рода вещей. Чтобы началась война, необходимы определенные условия. В том числе - состояние вооруженных сил, нужное соотношение их с силами противника, чтобы война была выгодной. Надо, чтобы политики хотели начать войну. Я не вижу никаких причин, чтобы военные действия начались сейчас. С мая 1994 года между противоборствующими сторонами сохраняется некий баланс, и он есть именно потому, что есть баланс сил. Что касается заявлений политиков, то к ним и нужно относиться как к политическим заявлениям, не более.
- А какие же цели преследует «Дашнакцутюн», на ваш взгляд?
- «Дашнакцутюн» вышел из правящей коалиции как раз из-за того, что бы против армяно-турецких протоколов. Он перешел в оппозицию из-за этой конкретной проблемы, и поэтому он продолжает выступать против их ратификации.
- Но и в Азербайджане политики и эксперты часто делают воинственные заявление о том, что если Азербайджан начнет войну, то он победит.
- Да, конечно, такие заявления делаются, потому что это эффективный инструмент в политике. И они работают, например против оппозиции внутри страны. Кроме того, я считаю, что политологически неграмотно связывать напрямую частоту заявлений с возможностью начала войны. перед военными действиями политики могут как говорить об этом, так и вовсе ничего не говорить. Кстати, до пятидневной войны в Грузии о ее возможности говорили меньше, чем говорят сейчас.