GeorgiaTimes побеседовал с российскими политиками и политологами.
Как уже писала на прошлой неделе GeorgiaTimes, президент Грузии Михаил Саакашвили однозначно заявил, что Тбилиси не намерен вмешиваться во внутренние дела Украины. При этом грузинский лидер пообещал, что не будет направлять своих наблюдателей на второй тур президентских выборов и призвал всех своих граждан, находящихся на данный момент в незалежной в качестве «наблюдателей», вернуться на родину.
Несмотря на это, ряд грузинских НПО заявили о намерении принять участие в мониторинге выборов. Так, организация «Справедливые выборы» распространила заявление, в котором подчеркивается, что эта структура является независимой, не относится ни к одной политической партии и действует непредвзято. Представители НПО заявили, что члены «Справедливых выборов» получили соответствующую аккредитацию от ЦИК Украины.
Любопытно, что уже в день выборов председатель Донецкого областного совета Анатолий Близнюк заявил: в Донецкой области находятся около 300 граждан Грузии, которые без документов пытались выполнять функции международных наблюдателей еще во время первого тура президентских выборов. Так ли это на самом деле? Этот вопрос корреспондент GeorgiaTimes адресовал очевидцам событий на Украине и экспертам, находящимся в Москве.
Максим Григорьев, директор Фонда исследований проблем демократии
Сейчас я нахожусь на Украине и, насколько мне известно, те наблюдатели, которые прибыли из Грузии, были официально аккредитованы. Их здесь достаточно небольшое количество. Информация относительно тех людей, которые пытались аккредитоваться, а потом ходили с удостоверениями журналистов, до нас действительно доходила. Относительно того, носило ли это масштабный характер, я сказать не могу.
В целом я считаю, что, с одной стороны, Саакашвили хотел таким участием в выборах на Украине поднять свой пошатнувшийся международный рейтинг, а с другой, он пытался помочь Юлии Тимошенко. Возможно, эта акция была санкционирована кем-то из западных стран или тех организаций, с которыми сотрудничает грузинский президент. Другое дело, что это произвело в стране обратный эффект. На Украине Саакашвили обвинили во вмешательстве во внутренние дела. Такое участие было негативно оценено и на международном уровне.
Сергей Марков, член фракции «Единая Россия», директор Института политических исследований
Мне неизвестно о каких-либо провокаторах и спецназовцах, переодетых в наблюдателей. Да, я видел грузинских коллег и грузинскую прессу, но это были нормальные приличные люди. Думаю, это связно с тем, что Саакашвили понимает: в случае прихода к власти Януковича может разразиться скандал с поставками оружия в Грузию и другими фактами воровства.
Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы.
Я не заметил, чтобы на Украине были скандалы с так называемыми грузинскими наблюдателями. Очевидно, что, даже если эти люди и были, то уже не в том количестве, в котором планировалось. Поэтому какого-то значимого влияния на ход компании они не оказали.
Каковы перспективы отношений Грузии и Украины в случае победы Януковича?
Максим Григорьев
Отношения новых властей Украины и нынешних властей Грузии будут не самыми хорошими, и это понятно ввиду вмешательства Тбилиси в выборный процесс. Думаю, что в дальнейшем, уже после того, как в Грузии демократическим путем поменяется власть, отношения с Киевом станут нормальными.
Сергей Марков
Будет весьма серьезное охлаждение с режимом военного преступника Саакашвили. В первую очередь, прекратится поставка украинского оружия в Грузии, причем как нелегальная, так и легальная. Думаю, что экономические отношения, в том числе и безвизовый режим между двумя странами сохранятся, но такой политической поддержки уже не будет.
Евгений Минченко
Я бы не был столь категоричен на тему решенной победы Януковича. Разрыв небольшой, а штат Тимошенко серьезно настроен на опротестование в судах результатов по конкретным участкам и округам. Что же касается Януковича, то для него отношения с Грузией не являются какой-то приоритетной темой. Тем не менее дело вряд ли дойдет до введения визового режима между Украиной и Грузией. В то же время, по моему мнению, со стороны Киева не будет и признания Абхазии и Южной Осетии. По крайней мере, в ближайшее время.