«Европе пора меняться. Настало время принять решительные меры, чтобы преодолеть разногласия, существующие в Евро-атлантическом регионе», - такими словами в своем выступлении министр иностранных дел России Сергей Лавров презентовал проект нового договора по евробезопасности.
Как известно, разработать Договор о европейской безопасности предложил в июне 2008 года Дмитрий Медведев. Первые дискуссии по этому проекту были начаты в июне 2009 года на греческом острове Корфу и получили название «Корфский процесс». В предложенном Россией проекте содержится подтверждение базовых принципов безопасности и межгосударственных отношений на евро-атлантическом пространстве.
Как сообщает GZT.ru, в пресс-службе Кремля заявили, что суть договора - «создание в области военно-политической безопасности в Евро-Атлантике единого, неразделенного пространства, которое поможет окончательно разделаться с наследием холодной войны. Речь идет о юридическом обязательстве, в соответствии с которым ни одно государство и ни одна организация в Евро-Атлантике не могут укреплять свою безопасность за счет безопасности других стран и организаций». Проект Договора о евробезопасности был опубликован 29 ноября на официальном сайте президента РФ.
Еще до того, как проект был представлен в Афинах, в Грузии уже негодовали по этому поводу. Тбилиси частенько старается бежать впереди паровоза, не опасаясь быть случайно задавленным, и не упускает случая покритиковать Россию по поводу и без него. Так что в преддверии заседания в Афинах, Грузия совершенствовалась в острословии в адрес первопрестольной.
Причем критика раздавалась и на официальном, и на неофициальном уровне. Так, заместитель министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе на брифинге заявила, что инициатива Медведева - попытка навязать свои правила игры.
Грузинский эксперт Василий Чкоидзе назвал абсурдной новую инициативу президента России в связи с соглашением о европейской безопасности. Как он отметил в беседе с журналистами, в данном документе якобы проигнорированы такие действующие ныне механизмы безопасности, как НАТО и ОБСЕ и вся тяжесть перенесена на Совет Безопасности ООН.
Министр иностранных дел Грузии Григол Вшадзе накануне выступления Сергея Лаврова попытался съязвить в своем комментарии газете «Коммерсант»: «Думаю, что, прежде чем предлагать Европе и вообще всем от Ванкувера до Владивостока подписывать какие-то новые договоры, Москве было бы неплохо соблюдать уже взятые на себя обязательства».
Почему мирная инициатива президента Медведева вызвала такую бурную реакцию? Скорее всего, потому, что в Тбилиси склонны вставлять палки в колеса любому российскому проекту. А в данном случае решили применить превентивные меры - не дай Бог за океаном поддержат Россию, против кого тогда дружить Грузии?
Надо отметить, что инициатива Москвы горячей поддержки пока не получила. Но ведь такой серьезный вопрос быстро не решается. Надо полагать, новая российская инициатива находится в стадии осмысления. Как пишет «Коммерсант», когда заседание началось, те, кто еще несколько минут назад ожесточенно критиковал российскую инициативу, замолкли. Большинство глав МИД стран ЕС, которые один за другим выступали на заседании, соглашались с тем, что архитектура европейской безопасности нуждается в совершенствовании. Правда, не ссылались на проект договора, разосланный накануне Москвой во все европейские столицы.
Была и критика. Так, глава МИД Франции Бернар Кушнер начал свое выступление с замечания о том, что, несмотря на разговоры об укреплении общей безопасности, конфликт в Грузии до сих пор так и не урегулирован. Более того, он напомнил, что в этом году из этого региона выдворили наблюдателей от ОБСЕ.
По мнению ряда европейских политиков, идеи предложенного Россией договора слишком размыты, и пока рано говорить о преобразовании европейской системы безопасности, сообщает Reuters. В Вашингтоне на фоне «перезагрузки» с Москвой пока ограничились нейтральным заявлением, что изучают инициативу Кремля.
«Президент Обама получил письмо президента Медведева, содержащее проект Договора о европейской безопасности. Мы внимательно изучаем это предложение и приветствуем возможность продолжать диалог, который имеет место в рамках ОБСЕ», - заместитель государственного секретаря США Джеймс Стейнберг, сообщает РИА Новости.
Между тем, заместитель госсекретаря США подчеркнул, что реформирование архитектуры европейской безопасности не должно затрагивать роль Североатлантического альянса, передает Associated Press.
О перспективах инициативы Кремля корреспондент GeorgiaTimes спросил российских и грузинских экспертов.
Заместитель генерального директора Центра политических технологий Сергей Михеев, считает: несмотря на то, что инициатива очень мирная, ее перспективы не безоблачны. «Запад и американцы не заинтересованы в осуществлении альтернативных доктрин безопасности. Они не хотят терять роль лидера в этом вопросе. К тому же безопасность России их не очень волнует, потому Запад и не стремится поддержать инициативу России», - заявил он.
Именно поэтому, считает эксперт, позитивного движения относительно представленной Россией концепции безопасности в скором времени не будет. Запад будет ограниваться туманными заявлениями, что все это интересно, но не будет стремиться реализовывать концепцию на практике.
Эксперт предполагает, что российская концепция может получить поддержку разве что среди европейских элит, которые более заинтересованы в независимости от США и безопасности Европы.
- А как же тогда «перезагрузка» между Москвой и Вашингтоном, - интересуюсь у собеседника.
- Нет «перезагрузки» в природе. Это пиар Обамы. Перед ним стоит задача снизить антиамериканские настроения в мире и не утратить роль лидера. Поэтому он и предлагает то «глобальное лидерство» для Китая, то «особую роль» арабским странам. Для России - это «перезагрузка». Но дальше пиара пока дело не пошло. Наша же задача перейти от пиара к делу. Не разбираться лукавит Вашингтон или нет, а выработать реальные механизмы, позволяющие сделать шаги навстречу друг другу. То есть быть не объектом политики, а стать субъектом, который влияет на принятие решений.
Что касается заявлений грузинской стороны относительно инициативы Москвы по европейской безопасности, то, по словам Михеева, никаких угроз для соседних государств концепция не представляет. «К тому же, Россия примет обязательства и поле для маневра сужается», - отмечает эксперт. Однако, с точки зрения нынешней политэлиты Грузии, эта концепция может быть сигналом для налаживание сотрудничество между Западом и Россией. Саакашвили же строит свою политику именно на существующем непонимании между Западом и Россией. «Поэтому наша задача - реальное налаживание отношений с Западом», - заключает российский эксперт.
Грузинский эксперт Гия Хухашвили в беседе с корреспондентом GeorgiaTimes отметил, что система, предложенная Россией, может, и хороша, но исходя из реалий, когда часть территорий Грузии (речь идет об Абхазии и Южной Осетии, чей суверенитет Тбилиси не признает - ред.) находится под контролем Москвы, Тбилиси ее не поддержит.
России следует принять во внимание реалии, которые складываются в регионе, отмечает эксперт, подчеркивая, что на данный момент не видит тенденции для улучшения грузино-российских отношений.