Накануне появилась информация, что Грузия пока не вышла из состава Межпарламентской ассамблеи (МПА) СНГ. Она остается полноправным ее членом. Вопрос о выходе из организации будет рассмотрен на ближайшем заседании. Как сообщает Межгосударственная телекомпания «МИР», таково желание самой республики. Эксперты связывают такое промедление с неохотой Грузии окончательно рвать отношения с СНГ. Если страна не отзовет свое заявление, то МПА она официально покинет в январе. Впрочем, в организации считают, что ненадолго.
Как сообщил генеральный секретарь Совета МПА СНГ Михаил Кротов, «Грузия намерена остаться в 75 договорах и соглашениях, в том числе таких важных, как зона свободной торговли».
Однако накануне Христианско-демократическое движение (ХДД) выступило с инициативой внесения дополнений в Конституцию, которые бы подразумевали отказ Грузии от участия в политических, военных, экономических объединениях, созданных теми государствами, которые не признают ее территориальную целостность по положению на 21декабря 1991 года. Об этом заявил на брифинге заместитель председателя оппозиционной фракции христиан-демократов Николоз Лалиашвили.
«В российских политических кругах участились заявления о том, что якобы после смены режима Саакашвили Грузия вернется в организации, аналогичные СНГ. С тем, чтобы этого не произошло необходимо внести в Конституцию страны поправки, которыми будет зафиксирована непоколебимая воля Грузии. И кто бы не пришел к власти, вектор Грузии не изменится к северу», - заявил парламентарий-оппозиционер.
Так ожидать или нет возвращение блудной Грузии за столом переговоров с бывшими братскими республиками? И почему, оставив за собой открытую дверь в Содружество (более 70 договоров как никак!), парламентская оппозиция выступила со столь радикальной инициативой, стараясь сжечь оставшиеся поленья от былых прочных мостов дружбы?
Заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ, Феликс Станевский, который ранее был послом России в Грузии, в беседе с корреспондентом GeorgiaTimes отметил:
- Я полагаю, что Грузия вышла из состава СНГ окончательно в августе этого года. Решила остаться в соглашениях, пусть остается. В принципе, Грузия не представляет, с моей точки зрения, большую потерю для Содружества. Она в рамках Содружества работала на его раскол, официально проводя политику, которая осложняет нормальные политические, а, значит, и экономические связи. Если бы, как полагают эксперты, Грузия решила вернуться в СНГ, то я оговорил бы одно «но». Такого рода возвращение должно было бы означать возвращение к нормальным принципам сотрудничества, отказ от раскольнической деятельности. Я был бы этому рад. Но я не вижу тенденции к такому повороту. И заявление христиан-демократов - лишнее тому подтверждение.
В заключение Феликс Станевский также отметил, что в Грузии многие уже понимают, что без нормальных цивилизованных отношений с Россией невозможно будет наладить никакого диалога с абхазами и осетинами.
Грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе в телефонной беседе с корреспондентом GeorgiaTimes сказал:
- Нужно отметить, что выход из СНГ - едва ли ни единственный вопрос, по которому руководство и оппозиция проявляют единодушие. На данном этапе, возвращение Грузии в Содружестве нереально.
По словам политолога, ситуацию могла бы изменить позиция стран Содруженства, анализ - почему Грузия вышла из СНГ, какие ошибки были допущены не только Грузией, но и Россией. «Если бы такой анализ был бы проделан, то, наверное, Содружество можно было бы превратить в более плодотворную структуру», - отмечает Сакварелидзе.
Что касается инициативы христиан-демократов, которые стараются в данной ситуации быть святее папы римского и требуют конституционных поправок, дабы возврат в СНГ стал практически невозможен, Сакварелидзе отмечает:
- Их забота о суверенитете страны понятна. Хотя не совсем ясно то, каким образом это касается СНГ. Ведь ни одна страна Содружества, кроме России, не признала независимости Абхазии и Южной Осетии. Страны Содружества не ответственны за шаги России и вовсе не факт, что СНГ, как структура, не признает целостность Грузии. Что касается внесения подобных изменений в Конституцию, то это ни коем образом не одобряется в политических кругах. Но каждая партия то и дело настаивает на каких-то изменениях на уровне Конституции, забывая, что Конституция - не древо желаний.
Если говорить о выходе Грузии из СНГ, то стоит напомнить, что об президент объявил в дни августовской войны, когда уже стало понятно, что рассчитывать можно только на моральную помощь Запада. Президенты России и Франции подписывали соглашение о прекращении огня (план Медведева-Саркози), глава Грузии на митинге объявил о выходе из СНГ. Содружество, по его словам, ничего не сделало, чтобы воспрепятствовать российской «агрессии и оккупации» Абхазии и Южной Осетии.
По уставу СНГ, формальные процедуры выхода длятся 12 месяцев. Так что за этот год Грузия подготовила ряд двусторонних договоренностей, дабы не оказаться в ситуации 91-го года, когда первый президент Грузии Звиад Гамсахурдиа объявил экономическую блокаду России. В результате страна в одночасье лишилась электричества, газа, хлеба и всего прочего.
Грузия уже прожила целый год вне Содружества. Да, 4-процентный спад ВВП в этом году (вместо обещанного 1,5-процентного падения). Да, ухудшение социально-экономической ситуации. Да, рост безработицы (в начале года была 13 процентов, сейчас - почти 16 процентов, только по официальным данным). Но ведь нынешний год для всех ознаменован всемирным финансовым кризисом. Хотя , конечно, в случае пребывания Грузии в Содружестве, последствия кризиса могли бы быть меньше. Да и шансов на диалог с абхазами и осетинами - больше.
Так что не случайно, покидая СНГ, Грузия приберегла экономические связи. Более 70 межгосударственных соглашений продолжают действовать. Осознавая негативные последствия своего шага, Грузия, однако, демонстрирует «выборочный» подход в отношении не только действующих в его рамках нормативных документов, но и отдельных органов Содружества. Так, в ноябре грузинская делегация приняла участие в очередном заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-членов СНГ.
Если Грузии где-то и удалось минимизировать экономические потери, не отказавшись от перечисленных соглашений, то в некоторых сферах возникновение ряда проблемы неизбежно. Так, в сообщении Исполкома СНГ отмечается, что Грузия являлась членом ряда координационных и специализированных структур в сфере безопасности, борьбы с преступностью, терроризмом. Выход из СНГ и, соответственно, из этих структур лишают Грузию возможности получения реальной практической помощи по их линии.
Нужно отметить, что выход из СНГ - решение политическое и связано оно, в первую очередь, с показным демаршем против России, с которой после августовских событий разорваны даже дипломатические отношения. Часть политической элиты рассчитывала, что вслед за Грузией Содружество покинут Украина, Молдавия и другие страны. Но этого не произошло. Можно критиковать СНГ. И часто за дело. Но следует отдать должное тому, что несмотря на постоянные атаки недоброжелателей, эта организация демонстрирует поразительную стойкость.
Что же касается Грузии, то она превратилась в государство не ближнего, а дальнего зарубежья. Что противоречит не только географии, но и реальному положению дел. Полтора миллиона Грузин работают в России и помогают своим семьям в Грузии. Грузинская экономика очень зависит от денежных переводов из-за рубежа. Думается, надо научиться политические амбиции соизмерять с геополитическими реалиями, тогда революции, противостояния и кризисы в Грузии прекратятся. Да и с соседями она будет жить в понимании и дружбе.