Франция, которая планирует стать партнером России по двум ее основным энергополитическим проектам - газопроводам Nord Stream (Северный поток) и South Stream (Южный поток), - поддержит и их конкурента. Компания, которая ведет переговоры об участии в Nord Stream, объявила о планах войти также в проект строительства газопровода Nabucco, сообщила под занавес прошлой недели газета «РБК daily».
Далее разобраться в достоверности информации, которая появилась в деловых СМИ, не представлялось возможным.
Некоторые сайты поспешили сообщить, что французская GDF Suez, своим участием в Nabucco «дала пощечину «Газпрому». Отмечалось, что GDF Suez окончательно отказывается от идеи участия в российском проекте «Южный поток» (South Stream). Одновременно присоединение GDF Suez к другом масштабному российскому газовому проекту - «Северному потоку» (Nord Stream), о котором ранее много говорилось, фактически заморожено.
Неужели Франция предпочла Nabucco двум грандиозным проектам «Газпрома»? К тому же Nabucco всегда считался не только энергетическим, но и политическим проектом. Значит, Париж, который если периодически и критиковал Москву, но последнее время достаточно активно поддерживающий ее позиции на международных площадках, все-таки предпочел Тбилиси?
Корреспондент GeorgiaTimes уже начал набирать номера телефонов экспертов, чтобы найти ответы на эти вопросы, как появилась информация, что Франция вовсе не отказалась от участия в российских проектах, просто будет участвовать во всех.
Радиостанция Business FM передала: соглашение о вхождении Electricite de France в «Южный поток» может быть подписано в ближайшее время. Такую возможность обсудил с гендиректором EDF Алексей Миллер. По итогам встречи «достигнуты договоренности о подготовке соответствующего соглашения, которое может быть подписано в ближайшее время».
Удастся ли Франции поймать сразу двух зайцев, участвуя в конкурирующих проектах? Или, может быть, Франции вновь претендует на роль миротворца между Москвой и Тбилиси? Как ни удивительно, мнения российских и грузинских экспертов на этот раз совпали. Они проявили поразительное единодушие в том, что формулировка «антироссийский» или позиция - если вы не снами, то против нас - давно устаревший подход.
Руководитель Центра постсоветских исследований Артем Мальгин в беседе с корреспондентом GeorgiaTimes отметил: «Я бы не обозначал ни один энергетический проект как антироссийский или пророссийский. Это - устаревший подход. Даже если Россия не участвует в каких-либо конкретных проектах, то доля российского капитала есть в тех компаниях, которые участвуют. Франция, с учетом политических рисков, желает диверсифицировать энергетику. И это вполне оправдано. При этом она не откажется от участия в российских проектах. Так что политикам нужно считаться с экономическими реалиями рыночной экономики».
Эксперт отметил, что проект Nord Stream - более реален, напомнив, что, одной из интриг планируема визита Медведева в Швецию - состоится ли подписание документов по «Северному потоку».
Что касается Nabucco, Мальгин отмечает, что Россия здесь - не главный игрок. Судьба проекта будет определяться политической ситуацией в Иране. «Без Ирана - судьба проект печальна, - подчеркнул Мальгин. - Все будет зависеть от того как будет дальше вести себя правительство Ахмадинежада».
Напомним, в конце сентября экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер предложил подключить Иран к проекту Nabuсco. Позднее Тегеран заявил, что готов участвовать в проекте, если стороны договорятся о цене. США незамедлительно выступили против. «Иран нельзя рассматривать в качестве возможного поставщика газа для проекта Nabucco», - такое заявление сделал на днях заместитель секретаря по энергетике США Даниэль Понеман.
В США выступают за введение санкций против Ирана. Там также разрабатывается законопроект против Тегерана, который дает право США сокращать инвестиции в международные корпорации, бизнес которых связан с иранским энергетическим сектором, пишет РБК.
Суть проблемы - ядерные амбиции Ирана. США подозревают иранское руководство в ведении работ по созданию ядерного оружия. Тегеран отрицает эти обвинения, говоря о том, что его ядерная программа носит мирный характер. Однако это не удовлетворяет американские власти, которые убеждают другие страны встать на сторону Вашингтона.
Эти вопросы поднимались и во время визита госсекретаря США Хиллари Клинтон в Москву. Россия не поддерживает санкции против Ирана. По мнению руководства, применять этот инструмент давления надо будет только в том случае, когда будут исчерпаны все дипломатические варианты урегулирования ситуации.
Что касается Nabucco, то изначально внимание акцентировалось на его «антироссийском» маршруте. Протяженность газопровода составит 3,3 тысячи километров, его предполагаемая мощность - 31 миллиард кубометров газа в год. Этот проект станет продолжением уже построенного газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум. Две трети газопровода будут проложены через турецкую территорию. Начать строительство газопровода, оцениваемого в 7,9 миллиарда долларов, планируется в 2011 году.
Весной матушка-Европа пригласила присоединиться к проекту Россию. «Газпром» отказался. Официальный Тбилиси ликовал. Как выяснилось, несмотря на PR властей, в Грузии этот проект не спешат причислять к «анти».
Эксперт по экономическим вопросам Нико Орвелашвили в беседе с корреспондентом GeorgiaTimes отметил: «Участие французской компании в проекте Nabucco вряд ли можно расценивать как подножку России. Интерес у Франции один - диверсифицировать энергетику».
По мнению Орвелашвили, российский проект Nord Stream уже обеспечен ресурсами, у Nabucco же с этим - большие проблемы. Эксперт также отмечает, что один проект вовсе не исключает другой.
«Почему кто-то хочет противопоставить эти проекты - непонятно. Если Nabucco будет реализован, слегка пошатнет монополизм «Газпрома», но вовсе не изменит ситуацию кардинально», - говорит Орвелашвили.
Он, как его российский коллега Артем Мальгин подчеркивает, что судьба Nabucco зависит от политики США в отношении Ирана. Без участия Тегерана труба не будет рентабельной.
На вопрос журналиста - насколько, на его взгляд, соответствует действительности версия о том, что августовская война началась потому, что в Кремле не хотели допустить реализации Nabucco - эксперт ответил: «Начало военных действий имеет множество причин. Если мы возьмем все причины вместе, то упомянутая причина, даже не попадет в двадцатку».