Первое же после летних каникул парламентское заседание в Тбилиси было посвящено новой концепции резервной службы. На нее предполагается призвать до 10 тысяч бывших военнослужащих. Об этом накануне заявил заместитель председателя парламентского комитета по обороне и безопасности Заза Гелашвили, сообщило агентство «ИнтерпрессНьюс».
Концепция резервной службы находится в процессе разработки вместе с концепцией национальной безопасности. Но, как говорит Гелашвили, на данном этапе департамент гвардии создал новый проект, согласно которому мобилизации подлежат мужчины, которые ушли из министерства обороны или других силовых ведомств в течение последних пяти лет. Они должны будут ежегодно проходить 45-дневные учения. Будет проводиться и идеологическая подготовка. Гелашвили подчеркнул, что это поможет людям сохранять навыки, приобретенные во время службы в вооруженных силах.
В резерве они будут числиться три года, служба будет оплачиваемой. По информации Зазы Гелашвили, оплата будет равна зарплате капрала - примерно 700 лари. Кроме того, для бывших военнослужащих призыв в резерв станет обязательным. Это будет описано в контракте с самого начала поступления на военную службу.
Пока не принято решение по поводу того, будет ли мобилизация резервистов происходить при помощи местных органов власти или будут созданы специальные мобилизационные службы.
Военный эксперт Гия Мелитаури в интервью GeorgiaTimes заявил, что новые преобразования нельзя назвать реформой. «Это просто косметические изменения, которые в основе ничего не меняют», - сказал он. Целью нынешней инициативы властей, по его словам, - это желание создать видимость того, что новое руководство министерства обороны занимается делами. «На самом деле это только пиар», - уверен Малитаури. По его мнению, действенной концепции резервной службы в Грузии до сих пор не создано.
Ранее в июле начальник Департамента Национальной гвардии Зураб Арсошвили обещал, что в новой концепции будут учтены рекомендации западных партнеров и НАТО. Количество резервистов и баз подготовки - сократится, а уровень обучения - повысится.
Напомним, что президент Михаил Саакашвили подготовил десятки тысяч резервистов. Две тысячи из них были мобилизованы в августе 2008 года на войну. Одиннадцать солдат-резервистов погибли во время боев. В целом, война в Южной Осетии показала, что система подготовки резерва была неэффективной.
Еще в январе этого года грузинские СМИ сообщили, что Грузия отказалась от резервной службы, обязательной для всех мужчин 18 - 40 лет. Закон о ней вступил в силу в марте 2007 года. Первый призыв на резервную службу распространился на студентов грузинских вузов, которые начали проходить военную подготовку. Как сообщал «Росбалт», была предусмотрена резервная служба трех типов: активный резерв (регулярная подготовка для сохранения уровня высокой боевой готовности); резерв Национальной гвардии (участие в операциях по обеспечению вооруженных сил при военных действиях, а также ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций) и так называемый индивидуальный резерв. Задача последнего - ротация и заполнение действующих подразделений ВС.
Как писали газеты, формирование воинских частей из гражданских лиц было связано не только с угрозой новой войны в Грузии, но и с переводом грузинской армии на контрактную основу. Число уволенных в запас в связи с этим резко сократилось, а соответственно, и число лиц, подлежащих мобилизации. Тогда президент Грузии Михаил Саакашвили обещал: «Мы научим всех молодых мужчин держать оружие в руках и быть выносливыми». Уже в 2007 году он готовил свой народ к поголовной мобилизации. При этом утверждалось, что ее целью будет оборона, а не нападение.
На поверку все оказалось иначе. Да и не хотели грузины, тем более невоеннообязанные, воевать с российской армией, вставшей на защиту осетин. Даже профессиональная армия не хотела проливать кровь братского православного народа и спешно отступала, принужденная к миру.