Относительно будущего Ингури ГЭС давно ломают копья журналисты, а политики тщетно ищут компромиссы. В Тбилиси эту гидроэлектростанцию считают своей собственностью как впрочем, и всю Абхазию - территорией Грузии. Между тем, вчера президент Абхазии Сергей Багапш в интервью «Газете.Ru» и «Кавказскому узлу» не исключил, что в будущем Россия будет участвовать в эксплуатации Ингури ГЭС.
На вопрос журналиста о том: перейдет ли «Ингури-ГЭС» после возможной реконструкции в собственность России, Сергей Багапш ответил: «Она останется в собственности Абхазии. Возможны разные варианты: есть совместные предприятия - совместной эксплуатации; есть вариант, когда мы можем дать на какое-то время в управление, как мы сейчас работаем по нашей железной дороге. Это нормальный вариант. Это не продажа, не передача с баланса на баланс - это совместная эксплуатация. По некоторым позициям мы пока ещё с «Интер РАО ЕЭС» не договорились. У нас есть предварительное соглашение, над которым сейчас работают, корректируют его. Есть некоторые разногласия, непонимание, но, я думаю, что они устранимы».
Багапш не исключил возможности подписания с Грузией какого-то юридического документа по «Ингури-ГЭС». При этом он отметил: «К сожалению, с нынешним руководством Грузии - и политическим, и теми, кто в энергетике работает, - сегодня что-то обсуждать невозможно. Потому что идея, что Абхазия - это Грузия, даже после нашего признания, - это идея-фикс - она сидит в сознании очень долго. И очень долго будет сидеть, к сожалению. От этого страдают все, будет страдать и энергетика».
Грузинские СМИ уже трубят, что «Ингури-ГЭС» может разделить судьбу абхазской железной дороги. Напомним, что абхазская железная дорога перешла в управление России сроком на 10 лет. Между тем, именно ситуация вокруг «Ингури-ГЭС» стала поводом для выяснения отношений между руководством Грузии и оппозицией. «Ингури-ГЭС» является крупнейшей на Кавказе. Само гидросооружение расположено на территории Грузии, а пульт управления и машинный зал - в Абхазии. Там же находятся перепадные ГЭС и Гальское водохранилище, откуда подается вода. Вот почему для полноценной эксплуатации каскада необходимо сотрудничество двух сторон. Более половины вырабатываемой на «Ингури-ГЭС» энергии потребляет Грузия. Остальное идет в Абхазию и южные регионы России.
Меморандум, который был оформлен между Грузией и российской стороной за минувшие девять месяцев так и не был обнародован. Оппозиция Грузии обвинила власти в сотрудничестве с Россией. Суть обвинений такова: мы проиграли войну, а теперь, несмотря даже на отсутствие дипломатических отношений, российская компания будет владеть грузинским стратегическим объектом. Среди оппозиционных сил Грузии поднялась волна возмущения. К ответу за непродуманный, по мнению недовольных, шаг призывали не только самого министра энергетики, подписавшего меморандум, но и президента Михаила Саакашвили. К ответу очень серьезному - того и другого отдать под суд.
Тогда министр энергетики Хетагури на встрече с журналистами в Тбилиси счел нужным подчеркнуть: «100 процентов акций «Ингури-ГЭС» были, остаются и впредь будут находиться в собственности грузинского государства». Однако в Сухуме убеждены, что «Ингури ГЭС» - это собственность Абхазии. Накануне в интервью президент Абхазии акцентировал на этом внимание. Так что данный энергетический объект вполне может стать поводом для очередного выяснения отношений между Сухумом и Тбилиси.
К тому же Сергей Багапш отметил, что Абхазия, как и Южная Осетия, имеет территориальные претензии к Грузии. Абхазия поставит об этом вопрос, когда будет проводиться демаркация границы, а пока он не намерен оглашать эти претензии. «Мы будем их поднимать, когда пойдёт вопрос о демаркации. В частности, по границе в Гальском районе. Есть исторические материалы, что это были исконные наши земли. Но, пока не время, мы не стали пока эти вопросы поднимать», - заявил Багапш.
Официальный Тбилиси пока воздерживается от комментариев по поводу интервью Багапша. Разве что вице-спикер парламента Грузии Паата Давитая призывал премьер-министра Грузии Нику Гилаури взять на особый личный контроль вопрос по Ингури ГЭС, чтобы не имело место какое-либо провокационное действие со стороны России. Впрочем, позиция Тбилиси известна: Тбилиси старается заручиться международной поддержкой в борьбе с Россией. Так, вчера госминистр по реинтеграции Темур Якобашвили заявил, что Грузия не сможет добиться «деоккупации своих территорий» без международной поддержки.
Но и Тбилиси не остается в долгу: подливает масло в огонь. Ранее он пригрозил Москве сорвать Олимпиаду в Сочи. На прошлой неделе председатель парламентского комитета Грузии по внешним связям Акакий Минашвили, как сообщает «Новый регион», заявил: «После российской агрессии для Грузии стал приоритетным вопрос, чтобы Олимпиада 2014 года не состоялась в Сочи».
Так что вполне возможно, что Сухум и Тбилиси ожидает очередной виток противостояния. Значит и Россия может оказаться втянутой в очередной конфликт на Кавказе. Впрочем, мнения по этому поводу разнятся. Так, заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин на вопрос журналиста Прайм-ТАСС о реальности угрозы нового военного конфликта, на сей раз на море между Грузией и Абхазией, ответил: «Угроза эскалации конфликта между Грузией и Абхазией, не поделивших Черное море, существует. В Тбилиси оценивают поведение Сухума исключительно как демарш взбунтовавшейся провинции, напоминая о проблеме территориальной целостности Грузии».
При этом, по словам эксперта, участие российских кораблей в разрешении морских споров между Тбилиси и Сухуми ожидаемо. Ведь если Москва признала независимость Сухума, то должна отрабатывать и партнерские отношения. У России не так много военно-политических партнеров в мире, а Абхазия, равно как и Южная Осетия, наши военные союзники на Северном Кавказе. «Другое дело, что нам сейчас не нужна новая война. Но хочу отметить, что военный конфликт в этом регионе с участием Грузии американцам также не нужен сейчас», - заявил Алексей Макаркин.
По мнению грузинских экспертов, как урегулирование морского конфликта между Грузией и Абхазией, так и другие спорные вопросы будут решаться на уровне переговоров Вашингтона и Москвы. В любом случае, шестой раунд Женевских дискуссий по безопасности в Закавказье, намеченный на 17 сентября, легким не будет.