Предстоящие консультации связаны с подготовкой к подписанию двух документов - «Протокола об установлении дипотношений» и «Протокола о развитии двусторонних отношений». Как сказано в совместном заявлении министерств иностранных дел Республики Армения, Турецкой республики и федерального департамента иностранных дел Швейцарии, участники переговоров «провели интенсивную работу с целью нормализации двусторонних отношений и развития их в духе добрососедства и взаимного уважения, тем самым укрепляя мир, стабильность и безопасность во всем регионе».
«Обе стороны достигли ощутимого прогресса и взаимопонимания в этом процессе, а также договорились об удовлетворяющих обе стороны всеобъемлющих рамках нормализации двусторонних отношений. В этом контексте, определена дорожная карта. Эти согласованные основы обеспечивают позитивную перспективу для продолжения процесса», - говорится в сообщении МИД Армении.
Об открытии границ пока речь не идет, но перспективы для этого, безусловно, есть. Как сообщает РИА Новости, глава турецкого МИДа Ахмет Давутоглу, комментируя достижение договоренности между двумя странами о начале консультаций по установлению дипломатических отношений, заявил, что Турция на нынешнем этапе не планирует открытие границы с соседней Арменией. «Цель Турции - поддержание наилучших отношений со своими соседями и установление на Кавказе стабильного и всеобъемлющего мира», - сказал Давутоглу в интервью телекомпании NTV.
Начавшийся еще в сентябре 2008 года армяно-турецкий диалог вызвал настороженность Баку. Конфликт между Азербайджаном и Арменией вокруг Нагорного Карабаха привел к тому, что Турция закрыла границу с Арменией. И вот шестого сентября 2008 года президент Турции Абдулла Гюль впервые посетил Ереван по приглашению президента Армении Сержа Саргсяна для совместного просмотра футбольного матча между сборными Армении и Турции в рамках отборочного цикла чемпионата мира 2010 года. Там же состоялась встреча глав двух соседних государств, что в Турции назвали «историческим событием». Этот визит получил название «футбольной дипломатии».
Однако в Армении немало тех, кто скептически относится к армяно-турецкой оттепели. Многие считают, что Армения, якобы пошла на неоправданно большие уступки туркам, не получив взамен ничего существенного. К тому же вопрос о массовых убийствах армян в Османской империи в 1915 году все еще является главным препятствием на пути нормализации отношений между двумя странами. Турция категорически против того, чтобы называть кровавые события начала века геноцидом, на чем настаивает Армения. Но, по мнению армянского лидера, оценки общего исторического прошлого не должны мешать восстановлению отношений.
Сторонники сближения с Турцией, напротив, считают, что Ереван ничем существенным не пожертвовал, в особенности по проблеме Карабаха, а экономические дивиденды важнее исторических обид. Все это вписывается в стратегию правительства республики, которое, как сообщает агентство ИСНА, не скрывает, что намеревается превратить Армению в транзитное государство. Армения планирует осуществить инфраструктурный проект, который позволит ей выйти из изоляции. Начало этому положит строительство железной дороги Север-Юг, которая свяжет Армению и Иран. С помощью этого проекта Ереван планирует получить выход на пути перевозки различных грузов и энергоносителей. Пока армянские железные дороги имеют выход только к черноморским портам через территорию Грузии.
На вопрос журналиста news.am об экономическом эффекте открытия границы с Турцией президент Армении ответил: «Если вы хотите данные в цифрах, я, конечно, не смогу дать такую оценку. Тем не менее, определенные наметки есть. В частности, все те грузы, которые идут Средиземным морем, пересекая Черное, дважды наращивают стоимость. Пересечение Черного моря - довольно дорогое удовольствие для кораблей. То есть мы в этом случае через территорию Турции можем перевозить грузы по железной дороге, и это нам обойдется значительно дешевле. В экономическом плане, конечно, наш выигрыш очевиден. Кроме того, скажу, что в 2010-11 гг. должно завершиться строительство по дну пролива Босфор тоннеля Турция-Болгария, после чего будут совершаться сухопутные грузоперевозки. И мы получим возможность без паромов перевозить грузы в любую европейскую страну. Плюс к этому наша железнодорожная программа даст возможность осуществлять грузоперевозки из азиатского региона в Турцию и Европу».
В Грузии пока воздерживаются от комментариев по такому щекотливому вопросу, как восстановление дипломатических отношений Армении и Турции. С одной стороны угрозы очевидны - Грузия может потерять свою геополитическую ценность. На сегодняшний день она практически - «транзитная жемчужина». С другой стороны, Вашингтон уже заявил, что приветствует намерение Армении и Турции восстановить дипотношения. Поперек Белого дома в пекло Тбилиси явно не пойдет. Даже, несмотря на то, что многие аналитики уверяют, что Москва и Стамбул за последнее время из соперников превратились в партнеров, которые в тандеме намерены изменить расстановку сил на Кавказе.
Как пишет Economist, обе страны поддерживали войну в Афганистане, но были внутренне против американского вторжения в Ирак. В 2003 году турецкий парламент даже отказался разрешить американским войскам пересечь территорию Турции для того, чтобы открыть второй фронт в борьбе против Саддама Хусейна. Самым крупным испытанием для Турции стал российско-грузинский конфликт в августе 2008 года. Турция осторожно внедряла конвенцию Монтре, на основе которой осуществляется контроль над движением через Босфор, таким образом, что в Черное море могли попасть только единицы американских военных кораблей. Ни Турция, ни Россия не хотят, чтобы американцы вторгались в их воды.
Но недаром эксперты говорят о геополитике - на Кавказе политика и экономика разных стран похожи на клубок разноцветных ниток. О новых геополитических вызовах Грузию предупреждал экс-президент Эдуард Шеварднадзе, едва лишь наметились тенденции к диалогу между Арменией и Турцией. На его взгляд, Грузия теряет влияние на Кавказе «Это касается улучшения отношений между Турцией и Арменией. Открытие границы между странами многое изменит на Кавказе. В случае, если события между Турцией и Арменией будут развиваться по этому сценарию, как задумали и желают президенты обеих стран, Грузия потеряет в мирной зоне Кавказа роль большого игрока, признаки чего, к сожалению, уже налицо», - цитирует Commersant.ge интервью Шеварднадзе агентству «Пирвели».
Аналогичного мнения придерживается и часть грузинских экспертов. Так, руководитель «Дома свободной мысли» Мамука Арешидзе отмечает: «Это часть большой игры. Россия и Турция с помощью Армении хотят укрепить роль России и ослабить позиции Грузии и Азербайджана в регионе». Правда, глава турецкого МИД заверил, что Анкара «на каждом этапе процесса (нормализации отношений с Арменией) будет учитывать интересы Азербайджана».
Что же касается Грузии, то ее экономические показатели и без армяно-турецкого «посягательства» на транскавказский транзит не радужны. Как сообщает Интернет-портал «Бизнес-Грузия» http://bizzone.info/ , грузоперевозки в Грузии в I полугодии сократились на 14 процентов. Порт Поти снизил объем перевалки грузов: в этом году он будет ниже первоначальных прогнозов на 20-30 процентов.
Грузинский эксперт по вопросам экономики Георгий Хухашвили в беседе с корреспондентом GeorgiaTimes отметил, что говорить о больших экономических рисках для Грузии пока рано. «Я согласен с Шеварднадзе, что в будущем может возникнуть вопрос снижения геополитической роли Грузии. Но пока об этом говорить рано. Прорыв произойдет лишь когда откроются не только армяно-турецкая, но и армяно-азербайджанская границы», - отметил Хухашвили. Что же касается экономических проблем в случае восстановления дипотношений и открытием границ между Арменией и Турцией, то, по словам эксперта, определенные потери в транзитном направлении будут. Но реальных прибылей будет больше. Армения тогда присоединится к региональным проектам, которые дадут куда большие дивиденды.