Родители и дети

Военным прописали «штраф за непатриотичность»

.

Министерство обороны Грузии, по причине нарушения условий, предусмотренных контрактом, подало в суд против сотни бывших военнослужащих. Об этом, как сообщило грузинское агентство GHN накануне, говорится в сообщении Центра по правам человека. Агентство сообщает, что Минобороны от каждого бывшего военнослужащего требует выплатить штраф в размере от 30 до 40 тысяч лари.

Уже сегодня грузинские СМИ изложили несколько версий происходящего. Так, в газете «Резонанси», как сообщает издание ВЗГЛЯД, отмечается, что в случае досрочного разрыва контракта военнослужащий должен выплатить 15 тысяч лари (около 9 тысяч долларов), однако за несвоевременную выплату сумма возрастает в два и более раз. В случае невыплаты, военнослужащих ожидают суд и длительное тюремное заключение.

Во время военных действий в Южной Осетии из-за отсутствия должной организации военные покидали поле боя и, несмотря на то, что потом прибывали к местам постоянной дислокации, признавались дезертирами. Это стало поводом к досрочному разрыву многих контрактов. Министерство обороны Грузии пока воздерживается от комментариев.

Другие грузинские СМИ отмечают, что таких военнослужащих насчитывается около тысячи. И не грозит ли такой прессинг на бывших военных очередным всплеском недовольства в действующей армии? Ведь еще не утихло эхо весьма странного мухрованского бунта, в котором власти по традиции обвинили Россию.

Как писала GeorgiaTimes, 5 мая командование бронетанкового батальона, расположенного в местечке Мухровани, объявило о неповиновении властям. Переговоры с мятежными военнослужащими велись более четырех часов, после чего личный состав сложил оружие. МВД Грузии объявило о раскрытии заговора. В переговорах с военными принял участие президент Грузии Михаил Саакашвили. По официальным данным, по делу были задержаны 33 человека, один погиб в результате спецоперации. Двенадцать из задержанных - гражданские лица, а 20 - военные. Впоследствии число обвиняемых выросло до 41. Большая часть подозреваемых, среди которых бывшие высокопоставленные военные, были задержаны 5 мая.

На днях судебный процесс над обвиняемыми в военном бунте в Мухровани был перенесен на 1 сентября.

Оппозиция сразу же назвала мухрованский мятеж спектаклем, который поставили Саакашвили и глава МВД Мерабишвили. И что направлено это - на дискредитацию высшего армейского комсостава времен Шеварднадзе, известного в народе как «Клуб генералов». К тому же многие члены этого клуба дружны с бывшим главой погранполиции Бадри Бицадзе, супругом видного оппозиционного деятеля Нино Бурджанадзе. Поэтому в ответ на действия властей отставные офицеры и ветераны войн заявили, что создают «Комитет по защите чести грузинской армии».

Теперь бывших, пусть не генералов, а контрактников вновь подводят под статью закона. Смогут ли эти бывшие контрактники выплатить драконовские штрафы? Насколько законны подобные методы борьбы с так называемыми отказниками? Ответить на эти вопросы корреспондент GeorgiaTimes попросил грузинских экспертов.

Военный эксперт Гия Мелитаури сказал, что при заключении контракта, естественно, определены обязанности, которые должны выполняться и после расторжения контракта. Предусмотрены и штрафные санкции на случай расторжения. Однако эксперт отмечает, что указанные суммы слишком велики для граждан Грузии и они не смогут выплатить такие штрафы. Милитаури считает, что власти не пойдут на дальнейшее обострение этого вопроса и эта шумиха со временем затихнет. «Скорее всего, это - инициатива какого-нибудь рьяного чиновника, который захотел выслужиться перед руководством», - заметил наш собеседник.

На вопрос - действительно ли так много военнослужащих покинули армию после августовских событий - эксперт ответил, что в военных кругах было серьезное недовольство действиями руководства страны. Мухрованский мятеж это лишь подтвердил. Хаос в руководстве, по словам Милитаури, не позволил военным выполнять свой долг. После окончания военных действий многие решили сменить сферу деятельности.

Условия, предусмотренные контрактом между Минобороны и военнослужащими, юрист Лия Хурошвили называет рабскими. «Контракт содержит такие условия, которые являются явно дискриминационными и противоречат действующему законодательству. К примеру, в 73 пункте контракта за нарушение условий контракта предусмотрена очень высокая штрафная сумма. Вместе с тем, по той же статье, говорится, что во время рассмотрения споров, указанные в статье суммы не станут спорными и вокруг них не возникнет никаких споров», - цитирует адвоката агентство GНN.

«Вышеуказанный пункт практически запрещает военнослужащему, оспаривать условия указанного пункта, что является явно противозаконным договором, так как заранее заявлен отказ в осуществлении правосудия и защиты в суде. Указанное является одним из основных фундаментальных прав, которое вместе с международными актами, признано и Конституцией Грузии. Такими контрактами военнослужащие фактически приравнены с рабами», - заявляет юрист.

Военный эксперт Каха Кацитадзе в беседе с корреспондентом GeorgiaTimes отметил: «Если изначально в контракте были заложены какие-то определенные условия которые были априори дискриминационные, они должны быть просто аннулированы». Он также отметил, что после августовских событий действительно многие разочаровались в армии и расторгли контракты. Это не означает, что их теперь надо наказывать. Он считает, что если власть сможет объяснить нации концепцию новой армии, то с подобными проблемами ей не придется сталкиваться.

Правозащитник, адвокат, глава НПО «Бывшие политзаключенные за права человека» Гела Николаишвили также отмечает, что в контрактах условия были обговорены заранее. То есть военнослужащие знали, что им грозит штраф в случае расторжения контракта. «Однако, - отмечает адвокат, - во время военных действий многие военнослужащие покинули поле боя. Потом они вернулись в части. Некоторые были арестованы, некоторых не судили, но разорвали с ними контракт. Теперь им могут быть предъявлены штрафы и обвинения. Насколько это справедливо?» По мнению Николаишвили, власть может мастерски манипулировать законом.

Он отмечает, что большинство «штрафников» указанную сумму выплатить не сможет. Однако власти вряд ли будет их арестовывать. Просто будут прессинговать. Закон предусматривает, что в таком случае они обязаны продать имущество - машины, квартиры и т.д. - и выплатить штраф. Если на данный момент такого имущества нет, то в будущем, когда оно появится, оно будет изъято для погашения штрафных санкций.

Николаишвили не исключает, что штрафные санкции правительства направлены на то, чтобы оказать моральное давление на военнослужащих. Даже если в определенных кругах будет протест, то он будет лишь каплей в море. Протестуют не сотни, а десятки сотен людей, но руководство это не смущает. К тому же, по словам собеседника, исходя из ситуации, большого шума не возникнет. Те, кто носят военную форму, не рискнут протестовать ради солидарности с бывшими коллегами.

Гела Николаишвили отмечает, что руководство страны больше опирается на полицию, нежели на армию. Военных сложнее использовать в своих целях. К тому же они стали свидетелями фиаско, которое потерпело правительство. Вот и показали им зубы, предупредив, что, в случае необходимости, по отношению к ним можно применить все строгости закона.