Дважды в одну и ту же реку не войдешь, гласит народная мудрость. А вот абхазский политик предпринимает вторую попытку уйти в отставку. Как пишет газета «Коммерсант», он в мае 2005 года уже подавал в отставку, но президент Багапш не принял ее. Тогда господин Лакоба был не согласен с кадровой политикой руководства Абхазии и внешней политикой Сухума. Ныне Станислав Засимович объясняет свое решение, как сообщают российские СМИ, так: «Я не согласен с поправками к закону о гражданстве Абхазии, принятыми парламентом 31 июля, причина моей отставки связана и с другими событиями». По поводу других событий Лакоба пока не распространялся.
В Сухуме уверены, что поправки в закон - лишь повод, причина - начало предвыборной кампании. Секретарь Общественной палаты Абхазии, политолог Нателла Акаба прямо заявила корреспонденту GeorgiaTimes, что рассматривает отставку Лакобы в контексте с предстоящими выборами. Впрочем, этот шаг теперь уже экс-секретаря Совбеза Абхазии вряд ли стал неожиданностью для экспертов. В журнале «Огонек» за день до заявления Лакобы журналист Павел Шеремет писал: «На прошлых выборах он очень много сделал для победы Сергея Багапша, на нынешних, скорее всего, пойдет иным путем». Сам Лакоба заявил журналистам, что принял это решение несколько дней назад, но решил «не подавать заявления о сложении полномочий секретаря Совбеза республики во время визита в Абхазию главы правительства России Владимира Путина».
Заявлений о переходе в оппозицию из уст Станислава Лакобы пока не прозвучало. Поэтому аналитики гадают - будет ли он на предстоящих выборах выдвигать свою кандидатуру самостоятельно или составит тандем с другими оппозиционерами. Последние ополчились на Багапша после предложенных поправок к закону о гражданстве. 31 июля парламент принял к нему поправки, позволяющие начать массовую раздачу абхазских паспортов грузинам Гальского района, основная масса которых поддерживает Багапша. Однако под давлением оппозиции вступление закона в силу было отложено.
Оппозиция, как сообщает «Кавказский узел», считает, что таким образом фактически выравнивается численность абхазского и грузинского населения республики, к тому же равные права обретают те, «кто сражался за независимость Абхазии и те, кто на протяжении многих лет способствовал продвижению грузинских колониальных интересов». Оппозиционеры недовольны и предложением Багапша, об участии в выборах жителей Гальского района не только по абхазским паспортам, но и по так называемой временной форме номер 9. Оппозиция считает, что это может способствовать фальсификации, поскольку по этому документу один и тот же человек может проголосовать несколько раз.
Российское издание «РБК daily» со ссылкой на источник, близкий к российским спецслужбам, сообщила, что раздача паспортов свидетельствует также о попытках Багапша восстановить доверительные отношения с Западом, прерванные после августовской войны. Газета размышляет о том, что в Москве якобы не против сменить коней на переправе. Иначе, зачем Владимир Владимирович встречался с оппозицией? Руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин заявил изданию: «По сути, Путин дал понять, что РФ не собирается класть все яйца в одну корзину и готова иметь дело и с оппозицией, которая, возможно, придет к власти после президентских выборов в РА в декабре».
Грузинская сторона также сделала свои выводы после заявления об отставке Станислава Лакобы. По словам главы так называемого абхазского правительства в изгнании Георгия Барамия, отставка Лакобы подтверждает, что политический кризис в Абхазии достиг пика. По мнению председателя находящегося в Грузии Верховного Совета Абхазии Гии Гвазава, отставка Станислава Лакоба может быть связана с раздачей абхазских паспортов в Гальском районе. «Лакоба является крайним националистом. Он считает, что грузинское население вообще должно покинуть Гальский район и Абхазию вместо того, чтобы раздавать им паспорта. Не исключено, что это могло стать причиной его отставки, однако, возможно, это имеет и более глубокие причины», - считает Гвазава.
Впрочем, предвзятость грузинских политиков в оценках ситуации в Абхазии понятна. Однако, и абхазские, и российские эксперты сходятся во мнении, что тема гражданства станет одной из важных в предвыборной гонке за пост президента. Так вышеупомянутая Нателла Акаба отметила, что вопрос о выдаче паспортов, скорее всего, стал для Лакобы поводом. Наличие разных мнений, на ее взгляд, вполне объяснимо и лишь подтверждает наличие в стране демократии, а не однопартийного единомыслия. Различие мнений вовсе не означает политического кризиса, полагает она. Что же касается разговоров о том, что раздачей абхазских паспортов грузинским беженцем Багапш якобы старается завоевать доверие Запада, то наша собеседница заявила: «На мой взгляд, президент озабочен лишь тем, чтобы в выборах участвовало все население страны. Для молодой независимой страны, по-моему, это нормально. Просто дискуссия о выдаче паспортов и гражданстве сейчас обретает новые аспекты. Нужна дискуссия, а не политические спекуляции. В любом случае, власть должна быть легитимна для всех». Нателла Акамба выразила уверенность в том, что предстоящие выборы будут демократичными. Поэтому прогнозировать их результат пока нельзя.
Надо сказать, что жители Абхазии, несмотря на критику Запада и его политику непризнания, демонстрируют завидную независимость суждений. В 2004 году президентские выборы в Абхазии стали для политтехнологов лишним напоминанием, что Кавказ - дело тонкое. В Кремле тогда делали ставку на Рауля Хаджимбу. Однако большинство голосов досталось его оппоненту Сергею Багапшу. Республика оказалась на грани раскола, и Москве пришлось выступать в роли посредника между претендентами на высший пост. Были проведены повторные выборы, в результате которых президентом стал Багапш.
В Тбилиси тогда торжествовали. Власти Грузии, которые не признавали легитимность выборов в Абхазии, рассматривали Багапша как наиболее приемлемого кандидата для ведения переговоров. Для этого имелись субъективные факторы: Багапш - один из учеников Шеварднадзе, и супруга у него - грузинка по национальности. «Тбилиси готов вести диалог с теми, кто победил на этих выборах, и лично с Сергеем Багапшем», - заявил тогда Саакашвили. На деле же Тбилиси сделал все возможное, чтобы диалог не состоялся - спецоперация в Кодори, переименование его в Верхнюю Абхазию, бряцание оружием... Всего и не перечислишь. Потом был август. Россия признала независимость Абхазии и политэлита молодой республики борется теперь за международное признание.
Сможет ли абхазская оппозиция всерьез соперничать сейчас с Сергеем Багапшем? Ведь он добился главного: независимости страны де-юре. Об этом корреспондент GeorgiaTimes беседовал с известным российским политологом Павлом Далиным, который сказал нам:
- С момента принятия закона о гражданстве, с которым связывают отставку Лакобы, прошло полмесяца. Если это главная причина, то в отставку он бы мог подать сразу. Думаю, его решение обусловлено предстоящими выборами, которые состоятся 12 декабря. Основные претенденты - Багапш, Хаджимба и Бутба. Будет ли баллотироваться сам Лакоба или пойдет в тандеме с одним из кандидатов - сказать пока сложно. На сегодняшний день понятно, что вопросы возвращения беженцев и принятие закона о гражданстве станут основными темами предвыборной кампании.
Если говорить об интересах Москвы, то урегулирование отношений между Грузией и Абхазией - в русле интересов РФ. Другое дело, что Грузия не готова к улучшению отношений с Абхазией. Со стороны России, не вижу интересантов в дальнейшей напряженности в этом регионе. С учетом предстоящих Олимпийских игр, мы заинтересованы в стабильности в регионе. Если мы видим, что Багапш предлагает реальный план по снижению напряженности, а закон о гражданстве, на мой взгляд, таковым является, думается, мы готовы его поддержать. В любом случае, свое слово должен сказать абхазский народ. На мой взгляд, любые изменения о гражданстве логичнее вносить после выборов.
Заявления грузинских политиков о политическом кризисе в Абхазии понятны, но лишены оснований. Если уж говорить о политическом кризисе, то, на мой взгляд, логичнее упомянуть Южную Осетию, нежели Абхазию. В Сухуме намного спокойней. Однозначно, будет внутриполитическая борьба. Она может принять более ожесточенный характер. Но, на мой взгляд, сейчас главное понять: чего хочет абхазский народ. Был прецедент 2004 года. Россия делала ставку на Хаджимбу, победил Багапш. Мы даже стали свидетелями недовольства абхазов позицией России. Путем компромиссов удалось достичь консенсуса.
Мое мнение - выбор Багапша был бы достаточно оправдан. Он подтвердил, что может найти общий язык как с политическими элитами, так и с народом. Его позиции сильны. Сейчас главное понять - кого хочет видеть во главе государства народ, а политикам - чего хочет народ.