По словам министра внутренних дел Абхазии Отара Хеция, под железнодорожное полотно был подложен гаубичный 122-миллиметровый снаряд, передает ИТАР-ТАСС. «На этом участке железная дорога бездействует, поэтому люди не пострадали, - рассказал Хеция. - Однако пострадало до 70 сантиметров полотна и линия электропередачи. Этот взрыв был направлен на дестабилизацию ситуации и рассчитан именно на шумовой эффект». Отар Хеция отметил, что на месте происшествия работают сотрудники МВД и Службы госбезопасности, а саперы уже обыскали близлежащие участки, чтобы предотвратить возможные повторные взрывы. Министр внутренних дел также сообщил, что правоохранительные органы уже определили круг подозреваемых в совершении данного преступления, однако в интересах следствия данные не разглашаются.
Очевидно, виновные будут наказаны, однако нет сомнений в том, что взрыв может ударить по имиджу Абхазии, особенно - в разгар сезона отпусков. Не так давно заместитель председателя Госкомитета республики по курортам и туризму Вячеслав Барциц с удовлетворением рассказывал о том, что в нынешнем году Абхазия планирует принять более 100 тысяч только организованных, прибывших по путевкам в санатории и отели, туристов. «По сравнению с прошлым годом, заметно вырос поток туристов, прибывающих на индивидуальном транспорте и останавливающихся в частном секторе, - цитировал «Интерфакс». - Мы хотим в нынешнем году выйти на уровень 2007 года, который был вполне успешным для республики». По данным Барцица, в этом сезоне туристы начали отдыхать не только в Гагринском, основном туристическом районе Абхазии, но и в других районах - Сухумском и Очамчирском. «Это значит, что люди не боятся осложнений, уверены в полной безопасности отдыха в нашей стране, - заключил он.
Но, похоже, обострение на грузино-югоосетинской границе в канун годовщины августовских событий отразилось и на Абхазии. Президент Сергей Багапш еще неделю назад заявил «Вестям», что повторения августа-2008 исключать нельзя. «Те события, которые происходят сегодня на границе Грузии и Южной Осетии, тому подтверждение, - отметил абхазский лидер. - Пока у власти агрессивный режим, говорить о безопасности очень сложно, поэтому мы сегодня все делаем для того, чтобы и наши войска, и те, кто работает на оборону, у нас были в боеготовности».
Приходиться констатировать, что подобные ЧП не прибавляют желающим отдохнуть в Абхазии оптимизма. Не идут они на пользу и экономике, которая начала развиваться с российской помощью. Еще в июне посол России в Абхазии Семен Григорьев подчеркнул: экономическая составляющая взаимоотношений Сухума и Москвы в ближайшее время должна уравновесить военно-политическую. Это и гуманитарно-социальные проекты, такие, как уже отстроенные в столице республики здания государственной филармонии и современного роддома, и сырьевые соглашения с «Роснефтью», и, конечно же, развитие курортной сферы. «Гагра или Пицунда остались в памяти многих людей, и это не пустой звук, - цитировала посла газета «Красная Звезда». - Их привлекают туристические красоты, большое количество объектов духовного содержания - начиная с Новоафонского монастыря. Все-таки Абхазия - страна огромных христианских и православных традиций. Здесь замечательные возможности для экстремального туризма». По словам Григорьева, с признанием Абхазии Россией у республики появились возможности для развития.
И доказательство тому - подписанное в середине июля соглашение об укреплении и расширении торгово-экономического сотрудничества между торгово-промышленными палатами (ТПП) России и Абхазии. «Этим соглашением дан зеленый свет российскому и абхазскому бизнесу», - цитировало ИА «Апсныпресс» старшего вице-президента ТПП России Бориса Пастухова. - Документ закладывает прочную основу на долгие годы, в первую очередь, для поддержки и развития малого и среднего бизнеса». А, по словам главы ТПП Абхазии Геннадия Гагулии, подписанное соглашение повышает статус молодой торговой палаты Абхазии, которая намерена активизировать экспорт в Россию цитрусовых, поставлять песок и щебень для строительства объектов Олимпиады-2014 и предоставлять услуги так называемого «транспортного коридора».
А 24 июля протокол об основных направлениях сотрудничества России и Абхазии подписали спикер парламента республики Нугзар Ашуба и председатель Счетной палаты России Сергей Степашин. «Россия не только признала независимость Абхазии, а остается главным ее партнером, - цитировал Степашина «Кавказский Узел». - Поэтому очень важно определиться с приоритетами развития самой Абхазии - это туристический комплекс, сельское хозяйство, вопросы новых рабочих мест, инфраструктура, дороги, транспорт, пропуск через границу по реке Псоу. Надо помогать людям, а не мешать. Сегодня главная задача - сделать так, чтобы в течение короткого времени в Абхазии не осталось следов войны».
Следы войны в виде таких провокаций, тем не менее, остаются. Кто-то активно помогает республике, а кто-то мешает. Но, как сказал в свое время Сергей Багапш: «Все должны понять одну вещь очень четко - с нами нужно говорить как с независимыми государствами, которые хотят выстраивать нормальные цивилизованные отношения», - отметил президент. Остается надеяться, что все силы на Кавказе поймут: это единственно возможный путь, по которому нужно следовать в непростом регионе.