Выступая в парламенте Грузии Михаил Саакашвили, не уставал повторять, что: «у Грузии нет пути назад - только вперед и только новые реформы, реформы и еще раз реформы. Единственный путь выхода из создавшейся ситуации - углубление демократических реформ». Реформы, предлагаемые Михаилом Николозовичем, по мнению оппозиции, по большей части бутафорские, призванные слегка «припудрить» обветшавший фасад грузинской демократии, за которой почти не скрывается «автократический режим».
«Все его выступление было мощной пиар-акцией в преддверии визита американского вице-президента. Очевидно, что он хочет поддержать свой имидж демократа, и вся эта риторика о новом этапе реформ рассчитана именно на Запад»,- отметил независимый эксперт Давид Авалишвили.
Однако и в этой «пиар-акции» грузинский президент не мог не упомянуть своего «личного врага», в котором он видит источник всех своих бед.
Сравнив себя с российским премьером Владимиром Путиным, который, по его мнению, не стал бы участвовать в парламентских дискуссиях и объяснять депутатам собственную политику, господин Саакашвили попытался блеснуть остроумием. «Путин вряд ли бы начал слушать критику в парламенте посреди ночи, - сказал грузинский президент. - Он просто начал бы от злости стрелять ракетами «Искандер» или травить полонием. Наш главный ответ Путину не в том, чтобы я цеплялся за власть после 2013 года, а в том, чтобы он не смог достичь своей главной цели - сменить власть в Грузии до 2013 года».
Назвав Россию «злейшим врагом», Саакашвили раскритиковал грузинских ученых и деятелей культуры за их стремление сохранить связи с Россией. «Они наши враги, и мы будем их врагами».
В ораторском запале Михаил Николозович не упустил, однако, случая, чтобы не попенять и грузинской православной церкви. В частности, он сказал: «Мы, конечно, хотим, чтобы народы Грузии и России были близки друг другу, чтобы недоверие и вражда между двумя странами пропала, но это не произойдет путем продолжительного и порой бессмысленного разговора об единоверстве, путем разговора о диалоге культур».
Очевидно, под «порой бессмысленным разговором» Михаил Николозович подразумевал встречи и беседы делегации Патриархии Грузии с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, а также с заместителем министра иностранных дел России Григорием Карасиным.
Напомним, что по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по благословению Святейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии Второго, в Москве в конце июня - начале июля находилась делегация Грузинской православной церкви во главе с председателем иностранного отдела Грузинской Патриархии митрополитом Зугдидским и Цаишским Герасимом (Шарашенидзе).
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил мнение о том, что многовековые связи Русской и Грузинской православных церквей будут способствовать урегулированию осложнившихся отношений между Россией и Грузией. Мнение владыки Кирилла разделил митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим, который возглавлял делегацию Грузинской православной церкви. По его словам, ныне «единственные отношения между нашими государствами - это отношения между нашими церквами». Представитель грузинской стороны призвал беречь эти отношения и напоминать жителям обеих стран, что Грузию и Россию связывает единая вера.
Подводя итоги встречи Патриарха Кирилла с делегацией Грузинской православной церкви, архиепископ Илларион отметил, что Русскую и Грузинскую церкви «связывают многовековые отношения, которые не могут измениться из-за политической конъюнктуры».
«Политические события оказывают влияние на сегодняшний день, может быть, на несколько лет вперед,- подчеркнул архиепископ Илларион, - а взаимоотношения между Русской и Грузинской православными церквами строятся уже тысячу лет, и они совершенно не связаны напрямую с тем, что происходит на политическом поле».
В свою очередь, в МИД РФ по итогам встречи отметили, что « в ходе беседы подчеркивалось, что в нынешней непростой ситуации, сложившейся в межгосударственных отношениях двух стран, российско-грузинские церковные, культурно-гуманитарные связи продолжают служить важным каналом сохранения традиций дружбы и взаимопонимания между народами».
Президенту Грузии, который мнит себя православным христианином, все это не по душе. «Отношения двух стран нормализуются и наладятся тогда, когда российские войска покинут оккупированные территории Грузии», - подчеркнул грузинский лидер, категорически отрицая «путь продолжительного и порой бессмысленного разговора об единоверстве».
Что ж, если Михаилу Николозовичу больше по душе американский протестантизм или католицизм ряда его европейских симпатантов, это его личное дело. Но право же не стоит, пусть даже легитимно избранному президенту Грузии забывать, что он всего лишь глава государства, а отнюдь не наместник Бога на земле. Не стоит ему указывать иерархам грузинской церкви, как им вести себя с собратьями по вере.
Как говорится: «Богу - Богово, кесарю - кесарево...»
Но разве это так уж важно, когда обличаешь «злейшего врага». Особенно здесь и сейчас. В парламенте Грузии. Слава Богу, что не в храме...