Весть о взрыве Николаевского моста на пограничной реке Чанчахи (притока Риони) вызвала бурю в грузинских СМИ. Версии происшествия были самыми разными - от диверсии осетинских формирований и российских пограничников до уступки 20-километровой полосы в горах в обмен на задержанного в Москве криминального авторитета Тариэла Ониани.
После взрыва моста 10 июня грузинские пограничники действительно перенесли свой пост на запад, к курорту Шови, оставив незащищенным уголок горного массива, где грузино-российская граница сходится с грузинской границей с Южной Осетией. Таким образом, около 70 квадратных километров земли возле Мамисонского перевала (из долины реки Чанчахи, впадающей в Риони, в долину реки Мамисондона, притока реки Ардон) оказались доступны и россиянам, и осетинам. По этой местности проходит старая узкая военно-осетинская дорога, построенная в ХIХ веке. Сейчас по ней на транспорте никто не ездит, но местные жители гоняют там скот на пастбища, отмечает Civil.ge.
Николаевский мост располагался около села Гуршеви, примерно в восьми километрах от Мамисонского перевала. И село, и перевал до распада Грузии входили в состав Югоосетинской автономной области. После того, как Южная Осетия провозгласила свою независимость, она не взяла под контроль эту местность. Так что эта полоска земли с другими селениями юго-западного склона горного хребта отошли к Онскому району Грузии.
Грузинские пограничники патрулировали эту местность посезонно, покидая ее поздней осенью до весны, так как зимой перевалы через Кавказский хребет становятся непроходимыми из-за снега. Тем не менее, у Мамисонского перевала сохранялся постоянный пост на месте бывшей метеостанции. А сейчас, по сведениям местных жителей, грузины его покинули.
Оппозиция тут же обвинила президента страны в тайной сдаче территорий соседней державе. Первым об этом заявил лидер «Новых правых» Давид Гамкрелидзе. В числе других сторонников отставки Саакашвили, он подозревает его в тайных связях с Кремлем. Соратник Гамкрелидзе Давид Саганелидзе предположил, что либо государству дорого обходится содержание пограничников на перевале, либо Москва попросила грузин подвинуться, чтобы россияне могли проложить из Северной Осетии к Южной Осетии дорогу, альтернативную Рокскому тоннелю.
Расследовать факт обрушения моста на место выехал руководитель парламентской Комиссии по изучению августовской войны Паата Давитая. Депутат от парламентского меньшинства подтвердил, что мост развалился не от старости, как поначалу заявили власти, в том числе МВД, а из-за целенаправленного взрыва.
Он также рассказал, что во время похода на последний грузинский пост с пограничниками на чужой стороне было неспокойно. «Мы только вышли с поста, как прогремел мощный взрыв. Пограничники в эти минуты устанавливают, что случилось», - рассказывал он грузинским СМИ. По его словам, на Мамисонском перевале стоят российские и осетинские военные формирования, которые периодически открывают огонь по территории Грузии. Якобы в результате этой стрельбы сгорел один из погранпостов.
Давитая подчеркнул, что грузинские пограничники не прекращают патрулирование по всему периметру границы. Эту информацию позже подтвердил представитель парламентского большинства Грузии Павле Кублашвили. Как ни странно, он пообещал, что в ближайшие дни... будет начато восстановление (!) Николаевского моста. С какой целью он был разрушен, депутат не уточнил.
МВД и МИД Грузии также опровергли факт сдвига пограничной линии. «Граница не перенесена, но если подобный случай будет зафиксирован, Грузия использует все меры для пресечения этого», - заявил директор Департамента международных организаций Серги Капанадзе,
Свою версию событий предложило экспертное сообщество Грузии. В Доме свободной мысли состоялся брифинг, посвященный положению дел на Кавказском хребте. Эксперт Мамука Арешидзе заявил, что граница в районе Мамисонского перевала никогда не маркировалась и совместно контролировалась русскими и грузинами. Югоосетинской области, по его словам, принадлежала лишь шестая часть от тех 70 квадратных километров, о которых идет речь. И сейчас эта территория, что бы ни говорили власти, покинута грузинскими пограничниками. Арешидзе предположил, что это обусловлено желанием властей Грузии предотвратить столкновение с Россией. В свою очередь, председатель Конфедерации народов Кавказа Заал Касрелишвили заявил, что из-за отступления российским войскам станут доступны высотки, с которых легко обстреливается грузинская территория.
С предложением расследовать ситуацию у Мамисонского перевала выступил даже народный защитник Грузии Созар Субари. К нему пожелали присоединиться «Альянс за Грузию» и «Демократическое движение - Единая Грузия». «Какими бы острыми не были противоречия между властями и оппозицией, в то время, когда дело касается угрозы потери хотя бы вершка земли, исходя из наивысших интересов нашей страны, необходимо создать совместную группу с участием представителей властей», - говорится в заявлении партии Нино Бурджанадзе.
В конце концов, председатель парламентского комитета по евроинтеграции Давид Дарчиашвили был вынужден пресечь все кривотолки. По радио «Коммерсант» он заявил, что распространять информацию о передвижении грузинских пограничников в СМИ крайне вредно, так как в Грузии продолжается необъявленная война. «Основное оружие России - посеять несогласие и напряжение среди нас. Поэтому думаю, что нашим журналистам, которые имеют только одно желание - передать все в эфир, нужно немного взвешивать свои слова», - заявил он. Но поскольку утечка информации все-таки произошла, Дарчиашвили был вынужден преподнести электорату отступление пограничников в удобоваримом виде.
Дарчиашвили пояснил, что грузины перенесли свои позиции, чтобы занять более выгодное стратегическое положение, потому что Россия устанавливает на административных границах Южной Осетии военные посты. «Это представляет особый риск для территории между Рачей и Джавой, где расположена зона Мамисонского перевала. Эти передвижения, возможно, представляют опасность потерять важные стратегические объекты», - отметил Дарчиашвили. Он заверил грузин, что «ни у пограничников, ни у командования нет другой цели, как лучше защитить Родину».
Однако общественный интерес к этой проблеме не угас. Оппозиция продолжает подливать масло в огонь. Она заявляет, что российская пресса отнесла к Южной Осетии и соседний с Мамисонским перевалом Казбегский район. Западные источники сообщают, что якобы здесь планируют установить свой радар США. Как заявила лидер партии «Имеди» Ирина Саришвили, «там между русскими и американцами произойдет реальное противостояние, так как это не тема компромисса, а стратегия, которая в будущем даст той или иной стороне большое превосходство». По мнению Саришвили, именно на пограничных хребтах сейчас решается дальнейшая судьба Грузии.