Потийских моряков «выбросила» на автомагистраль Поти-Батуми насущная необходимость. Они потеряли право на ловлю рыбы в Чёрном море и на озере Палиастоми, расположенном рядом с Поти. Как заявили участники акции протеста, они не могут приобрести необходимую лицензию из-за её заоблачной цены. Рыбаки остались без заработка, а их жены и дети - без средств к существованию.
«Почти все лицензии на лов рыбы закуплены турецкими рыбаками, у нас же нет денег, поэтому мы требуем от властей снизить стоимость лицензии для грузинских рыбаков», - пояснил один из участников пикета на трассе. Появление полиции заставило рыбаков свернуть плакаты. Но небольшого результата пикетчики всё-таки добились: руководство Поти пообещало лоббировать решение их вопроса в парламенте.
Проблема засилья турецких рыболовов в грузинских водах «вылезла» наружу в феврале этого года. Грузины пожаловались, что турки ведут себя, как браконьеры. Как сообщило ИА Regnum со ссылкой на газету «Мтели Квира» («Вся неделя»), они используют запрещенные снасти. Кроме того, несмотря на обязательство перерабатывать две трети улова в Грузии, вывозят рыбу напрямую в Турцию. А инспекция по охране Черного моря, по мнению рыбаков, закрывает глаза на нарушения закона турецкими судами.
Тогда глава инспекции заверил, что акватория Черного моря круглосуточно жестко контролируется. И в доказательство этого в марте был задержан рыболовецкий сейнер под флагом Турции Qoroglu Balik Chilik. Он хозяйничал в территориальных водах Грузии, в закрытой для мореплавания зоне у побережья национального заповедника.
Кутаисский суд 23 мая вынес экипажу турецкого судна обвинительный приговор. 4 июня моряки выплатили в виде штрафа 64 с половиной тысячи лари (39 тысяч долларов) и возместили ущерб окружающей среде в размере 5 548 лари (3 тысячи четыреста долларов). Судно Qoroglu Balik Chilik выпустили в свободное плавание. Однако проблем с рыболовством образцово-показательное задержание не решило.
Как рассказал GeorgiaTimes эксперт Дитрих Мюллер, у Грузии по большому счёту не осталось своих рыболовецких судов, поэтому приходится прибегать к помощи иностранцев. «Местный флот в Поти давно обанкротился, часть кораблей развалилась, часть была продана на российский Дальний Восток. Там грузинские суда и ловят рыбу», - иронично отметил эксперт.
Справедливости ради надо сказать, что весной этого года Грузия получила возможность ловить рыбу без помощи турецких сейнеров. Как сообщил портал «Бизнес Грузия», компания по переработке рыбы «Мадай» отремонтировала 10 из 20 имеющихся у неё судов. Ремонт обошелся в 440 тысяч лари. Кроме того, эта фирма приобрела у Турции три новых сейнера за два с половиной миллиона долларов. Для этого ей пришлось занять деньги в фонде «Вызовы тысячелетия» по государственной программе «Доступное кредитование»: сроком на пять лет под 13 процентов годовых.
Весной посмотреть на новёхонькие корабли в Поти съездил сам Михаил Саакашвили. Как похвастался президенту страны Мурман Харабадзе, генеральный директор «Мадай», рыболовецких судов такой мощности, как «Миллениум Мадай», «Барака Мадай» и «Сиф Мадай», в Грузии не было даже в советские годы. Саакашвили заявил, что с помощью дальнейших закупок кораблей решатся рыболовные проблемы. Пользуясь случаем, председатель союза рыбаков Грузии Мурад Миминошвили попросил президента выделить заем для приобретения еще двух сейнеров.
Грузинская «Мадай» купила лицензию на рыболовство сроком на 10 лет. Это скорее исключение из правил. Обычно в аукционах по продаже лицензий побеждают иностранцы. И почему-то именно турецким морякам правительство предоставляет льготы. Прибыль от продажи разрешений на рыболовство составляет солидную статью государственных доходов. В 2006 году Грузия впервые реализовала лицензии на ловлю рыбы в Черном море на 10 лет - с 2006 по 2015 годы. Аукцион принёс в казну дополнительных 8 миллионов лари, сообщило ИА «Новый регион» со ссылкой на министра по охране окружающей среды и природных ресурсов Грузии Давида Ткешелашвили.
Правительство торжествовало. Но большинству грузинских моряков такая роскошь, как лицензия на право рыбной ловли, оказалась не по карману. Если учесть, что местные моряки выходят в море в основном на арендованных за границей судах, то понятно, что их деятельность сопровождается большими расходами. А после изменений налогового кодекса, вступивших в силу в январе этого года, и повышения таможенных пошлин грузинским рыболовам и вовсе приходится работать чуть ли не в убыток, отмечает эксперт Дитрих Мюллер.
Тем временем, турки увозят выловленную у грузинского побережья рыбу в свою страну, а потом поставляют грузинам переработанный и многократно возросший в цене продукт. И если речное и озерное рыболовство, куда пока не дотянулась рука иностранцев, в Грузии процветает, и форель даже экспортируется в разные страны, то в морской акватории грузинские моряки уже не чувствуют себя хозяевами. У них для этого, по меркам правительства Саакашвили, не достаточно толст кошелек. Похоже, прочие соображения - не в счет.