Именно американская компания создаст стратегию грузинского виноделия. Как сообщает commersant.ge, грузинское правительство в журнале «The Economist» объявило тендер на разработку национальной стратеги виноделов. Победителем стала американская компания O.S. Partner.
Дело в том, что именно грузинские виноделы почувствовали на себе, что кризис - не тетка. Еще в феврале они сетовали на то, что из-за финансового кризиса им будет сложно сохранить продажи на прежнем уровне. В первую очередь это было обусловлено тем, что Украина, которая в прошлом году была одним из главных рынков сбыта грузинского вина, ныне испытывает серьезные трудности с реализацией собственной винодельческой продукции. Поэтому грузинские виноделы начали активно искать альтернативные рынки сбыта.
Впрочем, ищут они их с 2006 года, как только санитарный врач РФ Геннадий Онищенко объявил грузинское вино «невъездным». Можно было бы об этом и не вспоминать за давностью времен. С тех пор столько воды, вина и молока утекло... Только вот со статистикой не поспоришь. Ущерб, нанесенный Грузии введенным Россией эмбарго, достигает, только по официальным данным, одного процента ВВП, а по оценкам независимых экспертов - 6 процентов. Сами грузинские виноделы оценивают свой ущерб из-за введенного Россией в октябре 2006 года эмбарго в 200-250 млн. долларов. Ежегодно - это 7-10 процентов бюджетных поступлений.
Найти полноценную замену российскому рынку грузинским производителям не удалось. После очередных, как позднее выяснилось, пустопорожних заявлений о возвращении грузинского вина на российский рынок, представители «Киндзмараульского винного погреба» с нескрываемой досадой пояснили корреспонденту радио «Коммерсант», что доверять главе Роспотребнадзора сложно, поскольку ни за одним из его заявлений не следовало реальных действий. Менеджеры не скрывают: замена российского рынка какими-либо другими - процесс сложный и долговременный, он связан с большими финансовыми затратами. «Несмотря на то, что на рынках как европейских, так и других стран интерес к грузинским винам растет изо дня в день, рассматривать какой-либо из них как альтернативу российскому рынку нельзя», - заявили в компании.
Так что грузинским виноделам и виноградарям ничего и не осталось, как ждать помощи из-за океана. Согласно условиям тендера, который проводится при финансовой поддержке Всемирного банка, победившая компания представит план развития грузинского виноделия, анализ существующего в отрасли положения и стратегию действий на новых рынках.
Как заявил председатель департамента виноградников и вина министерства сельского хозяйства Василий Манагадзе, первой рекомендацией американской компании является объединение грузинских виноделов. «Завоевать такие большие рынки, как Великобритания, ЕС, Китай или Америка ни одна компания по отдельности не сможет. Вхождение на эти рынки связано с большими расходами на рекламу. Чтобы стать известными, грузинские виноделы должны объединиться под одним зонтом», - отметил руководитель «Самтреста».
Вероятно, американские специалисты по PR и продвижению не ознакомились с особенностями национального характера. Объединить «под одним зонтом» нескольких грузин, а не то что компаний, доселе ни удавалось никому. Нынешние политические баталии в Тбилиси - лишнее тому подтверждение. У каждого грузина свой взгляд, свое мнение и своя позиция.
Так что в Грузии введение американских порядков в виноделии восприняли со скепсисом. Председатель наблюдательного совета компании «Телавский винный погреб» Зураб Тамазашвили в интервью грузинской радиостанции «Коммерсант» отметил, что рабочий вариант плана стратегии развития грузинского виноделия, разработанный американской компанией, очень слабый. «Мы встретились с представителями компании, ознакомились с рабочим вариантом, но я не могу назвать его стратегией. Это больше похоже на рекомендации и пожелания, чем на реальные предложения. Надеюсь, что конечный вариант будет более содержательным», - заявил он.
Член академии сельскохозяйственных наук Паата Когуашвили заявляет, что национальная стратегия виноделия должна быть разработана опытными в этой сфере французами и австралийцами, а не американцами, которые не отличаются в этом большим опытом. «Вместе с этим, правительство прежде, чем разрабатывать национальную стратегию виноделия, должно создать национальную стратегию виноградарства. Если мы хотим захватить европейский рынок, то должны удовлетворять тамошним стандартам, начиная с возведения виноградника, выращивания лозы и сбора урожая. В противном случае никакая стратегия нам не поможет», - отметил эксперт.
Сказать, что виноградарство Грузии находится в кризисе, значит ничего не сказать. Вопрос стоит так: переживет ли вообще грузинское виноградарство кризис. Прошлой осенью даже симпатизирующие Грузии западные СМИ сообщали: в Кахетии, в Восточной Грузии, где с древних времен выращивают сорта винограда для красного «Саперави» и белого «Ркацители», крестьяне начинают вырубать собственные виноградники. Невиданный за последнее время по своему богатству урожай вместо праздника виноделов - «ртвели» - обернулся для многих крестьян трагедией и... заставил взяться за топор. Весьма красноречиво говорит о сложившейся ситуации тот факт, что Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II в своем Рождественском послании выразил озабоченность тяжелым положением виноградарства в Грузии.
Оппозиция заявляет, что проблемы виноградарства и виноделия - это проблемы президента и его государственной политики, и нечего все сваливать на «российские происки».
Чего не сделаешь под напором обвинений оппозиции? 18 июня, в ходе поездки в Кахетию Саакашвили обещал виноградарям «хорошую цену» и «меньшие проблемы». В этом году, кстати, на содействие виноградарям выделено 24 млн лари. И надбавки пообещал президент в размере от 15 до 20 тетри (75 рублей) за один килограмм.
Спасет ли это отрасль? Оппозиция считает, что развитие в стране виноградарства без российского рынка невозможно. Об этом не так давно заявил лидер «Новых правых» Давид Гамкрелидзе.
Интернет портал «Бизнес Грузия» цитировал Гамкрелидзе: «Власти лгут, когда говорят, что потеря российского рынка никак не отразилось на экономике Грузии и что найдены альтернативные рынки в Европе и Америке, где продается грузинское вино. Именно в связи с потерей российского рынка власти заставляют население вырубать виноградники и за это платят деньги. Если мы хотим спасти виноградарство и виноделие, что является основным источником существования кахетинских крестьян, все должно быть сделано, чтобы вернуть потерянный рынок». Американские пиарщики этому точно помочь не смогут.