GeorgiaTimes комментирует эксперт Нодар Хадури.
Пока одни грузины сидят, сложа ручки в клетках на проспекте Руставели, и разбрасываются яйцами возле мэрии, другие в поте лица трудятся на фермах, полях и садах. Недавно президент Михаил Саакашвили отметил, что костяк протестных выступлений составляют безработные. Так вот в селах таких людей очень мало. Если сельхозпредприятий не так уж и много, то приусадебные участки есть у всех сельчан. «Не то, чтобы их не волнуют политические вопросы, просто в сельском хозяйстве есть время пахать, время сеять и собирать урожай», - пояснил в интервью GeorgiaTimes экономист, бывший замминистра финансов Нодар Хадури.
По мнению эксперта, Грузия обладает специфическим климатом, который позволяет сделать сельское хозяйство прибыльным сектором экономики. Если в возможности возрождения чаеводства Хадури сильно сомневается, то у других традиционных отраслей, таких как виноградарство или производство цитрусовых, по его мнению, есть хорошие перспективы. Как и у экзотичных «лавроводства» или «ореховодства».
Кстати, производством лавра уже занимается грузинская компания «Лаурус», созданная лишь три года назад. Она выпускает 170 тонн лаврового листа в год. Правда львиная доля сырья - порядка 150 тонн - закупается у местных фермеров. Сейчас «Лаурус» поставляет приправу в Азербайджан, на Украину и в Казахстан, но не скрывает амбициозных планов проторить дорожку в Европу, сообщает портал «Бизнес Грузия». «Для этого мы должны приблизиться к стандартам Евросоюза. На данном этапе наша продукция не соответствуют европейским нормам», - с сожалением констатируют в кампании. Проблема - в устаревших технологиях
Грузинским экспортерам орехов тоже в кризис приходится туго. Банки не дают им новых кредитов, чтобы закупать орехи у населения. А собственных средств не хватает ни на закупку, ни на погашение прежних долгов. И все потому что резко выросший в конце прошлого года (на 18 процентов) экспорт в страны Азии и Европы еще более резко рухнул весной (на 35 процентов). Проблема - в отсутствии рынков сбыта.
Нодар Хадури считает эти две причины - старые технологии и потерянные из-за разрыва отношений с Россией рынки сбыта - главными препятствиями в развитии сельского хозяйства Грузии.
Чтобы переоборудовать сельхозпредприятия, заменить трактора и уборочные машины, нужны иностранные инвестиции. Они постепенно приходят, отмечает Хадури. Например, из двух миллиардов долларов грантов, которые прислали в Грузию западные страны по решению так называемой конференции доноров 22 октября в Брюсселе, часть пойдет на модернизацию сельскохозяйственных предприятий.
По расширению рынков сбыта правительство Грузии и сами компании также ведут постоянную работу. Нодар Хадури считает, что при умелой раскрутке грузинской продукции и толковом маркетинге грузинские вина, фрукты и овощи могут найти свою нишу в Азии, Европе и США. «Стоит отметить, что в советские годы грузинские виноделы ориентировались на производство белых вин, а сейчас им приходится под влиянием изменения спроса переходить на производство красных», - добавил Хадури. Кстати, по его сведениям, сокращения площадей виноградников в этом году не произошло. Правительство под напором прессы и церкви перестало денежными компенсациями поощрять вырубку лоз.
Помимо расширения сельскохозяйственного экспорта, грузинское министерство сельского хозяйства рассчитывает на замещение части ввозимой продукции товарами местного производства.
Например, картофелем, уверен министр Бакур Квезерели, грузины вполне могут обеспечить себя сами. Заявление об этом высокопоставленный чиновник сделал неделю назад, присутствуя на сборе урожая картофеля в селе Нахидури Болнисского района в Восточной Грузии. Реально ли это? Нодар Хадури отвечает: «Почему бы и нет. Селяне составляют половину населения Грузии. Разве они не могут прокормить другую половину? И потом, параллельно с импортом уже сейчас развивается экспорт картофеля в Турцию».
Хуже в Грузии обстоит дело с производством зерновых. Грузия ежегодно потребляет 800 тысяч тонн пшеницы, из которых 75 процентов приходится на импорт, отмечает «Бизнес Грузия».
Загвоздка в том, поясняет Хадури, что пригодных для выращивания пшеницы площадей очень мало. В основном поля находятся в восточной части страны, и большинство из них после развала колхозов остались в государственной собственности. Эта земля сдается фермерам в аренду. В данный момент правительство разрабатывает проект передачи 10 000 гектаров земли под посевы пшеницы и других зерновых культур Ассоциации зерноводов. Она объединяет 12 компаний, которые планируют построить зерноперерабатывающий комбинат. После реализации проекта, местное производство зерна может увеличиться на 40 000 тонн, что конечно, все равно не отменит необходимость импорта.
Могут принести отдачу Грузии и такие отрасли сельского хозяйства, как пчеловодство и овцеводство в горных районах. Последнее, отмечает эксперт, можно ориентировать на экспорт в страны, исповедующие ислам и не потребляющие свинину.
Перспектив много, но сделано пока мало. Почему? Хадури считает так: «Рывков в развитии сельского хозяйства не будет, пока не придут новые технологии. Но люди живут и работают». На вопрос, не мешают ли развитию сельского хозяйства акции протеста, Хадури отвечает: «Нет, на всю грузинскую экономику оказали самое негативное влияние два фактора: война с Россией и глобальный кризис».
От себя добавим: если кризиса было не избежать, то война в Южной Осетии - была волей нынешнего руководства Грузии. Точно так же и с главными препятствиями в развитии грузинской экономики. Если устаревшие технологии - беда стран всего постсоветского пространства, то потеря российского рынка сбыта - «заслуга» Михаила Саакашвили и отчасти его предшественников, развернувшихся задом к дружественной северной стране и ее геополитическим интересам.