Саакашвили после демонстрации массового протеста в День независимости не только не намерен хвататься за ручку и писать заявление об уходе, а наоборот демонстративно вылетел в Рим на футбольный матч. Этим он дал понять, что попросту игнорирует оппозицию и ее требования. Его оппоненты недоумевали: до футбола ли тут, когда потерял 20 процентов территории. Но даже эта демонстративная выходка президента не сплотила оппозиционеров. Раскол оказался не вымыслами журналистов, которые констатировали самоубийство оппозиции, и не происками властей.
«Акции с требованием отставки Саакашвили будут продолжены. Однако часть этих акций будет совместными. Часть будет дополнять друг друга», - цитируют грузинские СМИ Давида Бердзенишвили, руководителя Республиканской партии, входящей в «Альянс за Грузию». Лидер альянса Ираклий Аласания в свою очередь отметил, что перманентные акции протеста, которые проходят с 9-го апреля, «уже сыграли свою положительную роль и теперь нужно изменить форму и смысл этих акций». Аласания убежден, что лучший выход из политического кризиса - переговоры.
Иного мнения придерживается руководитель партии «Демократическое движение - Единая Грузия» Нино Бурджанадзе, которая заявляет, что оппозиция «не намерена отступать в своей борьбе ни на шаг». Она выступает «за активные, радикальные, но в то же время конституционные и мирные методы борьбы за отставку президента». Бурджанадзе считает «бессмысленным диалог с властями», поскольку, по ее словам, «власти используют диалог для затягивания времени и для того, чтобы сбить волну протеста».
Партия Константина Гамсхурдиа «Свобода», а также «Национальный форум» во главе с Кахой Шартава намерены продолжить акции по своему индивидуальному плану. Они делают упор на проведение акций протеста не только в Тбилиси, но и в регионах Грузии.
По данным социологов, доля радикально настроенного электората по-прежнему высока. Как пишет «Время Новостей», во время опроса в прямом эфире о перспективах борьбы, проведенном телекомпанией «Маэстро», многие респонденты требовали ультрарадикальных действий вплоть до блокирования не только железной дороги, но и аэропорта. Пора переходить в наступление, чтобы Саакашвили ушел, сказала одна из позвонивших. Из первой тысячи проголосовавших в эфире и на сайте телекомпании, 85 процентов высказались за «конституционные радикальные действия»; 10 процентов - за полное прекращение демонстраций; остальные затруднились с ответом.
Так чьим надеждам суждено оправдаться? Руководитель международного Центра по конфликтам и переговорам Георгий Хуцишвили считает, что 26 мая стал знаменательным днем для оппозиционного движения. Была продемонстрирована мощная поддержка со стороны народа, поскольку Национальный стадион был заполнен до отказа. После этого очень странно, что оппозиция не объединяется, а наметился раскол. По мнению политолога, именно демонстрация поддержки населения повлекло обострение противоречий, которые всегда были.
«Радикальная часть оппозиция желает закрепить успех и стоять до победного конца, который, на ее взгляд, должен наступить достаточно скоро, - говорит политолог. - Умеренные, к которым отношу и себя, напротив, убеждены, что ускорить процесс невозможно».
Как эксперт-конфликтолог, Хуцишвили полагает, что это вовсе не раскол, поскольку общее требование всего оппозиционного спектра - досрочные парламентские и президентские выборы - неизменно. У всех - недоверие к президентской форме правления. «Раскола пока нет. Есть серьезные различия между методами и подходами», - констатирует Хуцишвили. Радикальная оппозиция считает, что переговоры должны состояться по отставке Саакашвили, умеренная оппозиция готова вести переговоры по системным изменениям, которые отнюдь не исключают отставки президента и проведение президентских и парламентских выборов.
Хуцишвили уверен, что ждать коренных изменений в ближайшее время не стоит. При этом он убежден: для того, чтобы состоялись переговоры, на которые согласна умеренная оппозиция, власти должны представить пакет предложений. Те шесть пунктов, которые обсуждались с президентом при первой встрече, на взгляд политолога, таковым пакетом не являются.
На вопрос - будет ли грузинская оппозиция брать летний тайм-аут, эксперт ответил, что пока четкой картины нет. С одной стороны, если радикальная оппозиция станет блокировать трасы и аэропорты, то в ответ власти вполне могут применить силовые методы. Это - самый бесперспективный для страны сценарий, считает Хуцишвили. Если же оппозиция откажется от вышеупомянутых мер, то в любом случае будут проводиться перманентные акции, которые потом начнутся с новой силой. Так что лето может обернуться как радикализацией, так и спадом оппозиционного движения.
Грузия почти два месяца живет в состоянии митингов и акций протеста, если это продлится до осени, что тогда ждет экономику страны? На этот вопрос наш собеседник сказал:
Нас спасает то, что у нас странная экономика. Большая часть основана на иностранной помощи. Как ни парадоксально, это нам помогает. Так что заявления властей, что акции негативно влияют на бизнес, экономику и социальную сферу - беспочвенны. Мы пока дотационная страна. Против этого и протестует оппозиция, этим и недовольно население».
ФОТО: Reuters