Очередной виток противостояния между властями и Нино Бурджанадзе стартовал 23 апреля. Как сообщила телекомпания «Рустави-2», налоговая инспекция Грузия предъявила Бурджанадзе штраф в размере 925 тысяч долларов. Так как Нино Анзоровна своевременно - до 1 апреля 2009 года - не сдала налоговую декларацию, и не выплатила соответствующий налог.
У лидера «Демократического движения - Единой Грузии» есть несколько дней для опротестования решения налоговой инспекции. В противном случае за каждый просроченный день сумма, подлежащая уплате, будет увеличиваться на 0,07 процента. Если Нино Бурджанадзе откажется выплатить начисленную налоговиками сумму, то ее собственность - дача в Цхнети, - согласно действующему законодательтву, может быть арестована и продана с аукциона.
Сама Нино Бурджанадзе заявила журналистам, что «этим вопросом ее пытаются запугать и оторвать от оппозиционной деятельности». «Власти очень пытаются оторвать меня от главного дела, но они этого в действительности не смогут. Это попытка давления, запугивания или не знаю чего, просто попытка сместить мое внимание на другое», - заявила Нино Анзоровна, подчеркнув, что у нее сейчас «нет времени на такие мелочи».
Впрочем, «дачный вопрос», скорее всего тоже повиснет в воздухе, как и предшествующий многодневным акциям протеста оружейный скандал. Тогда власти обвинили ее сторонников в незаконных закупках оружия. Дальнейшего развития скандал не получил, хотя эксперты предполагали, что за этим скандалом последуют традиционные обвинения в подготовке госпереворота и измене родине в пользу Кремля. (После событий 7 ноября, когда разогнали митинг оппозиции, к «агентам Кремля» были причислены почти все лидеры оппозиции - И.П.).
Вряд ли в сложившейся ситуации в стране, которую лихорадит от политического и экономического кризисов, самым актуальным является дачный вопрос Бурджанадзе. Конечно, решать служителям Фемиды кто в этой истории прав, а кто нет. Но дело-то в данном случае даже не в справедливости или независимости судей, на чем настаивают оппозиционеры. Скорее всего, бывший соратник Нино Анзоровны - Михаил Николаевич - таким образом снимает накопившееся в связи с акциями протеста нервное напряжение. Взять и просто разогнать всех митингующих на проспекте Руставели - губительно. Так почему же не напомнить избирателям, что оппозиция, по сути ничем не лучше тех, кто ныне стоит у руля страны.
Ведь дачка, о которой идет речь - не простая. И подарил ее Нино Анзоровне сам Михаил Николаевич в 2008 году на память по случаю решения верной подруги уйти из политики. Откровенного конфликта между Саакашвили и Бурджанадзе тогда не наблюдалось. Хотя в Грузии распространена версия, что незадолго до политического кризиса 2007 года она получила заманчивое предложение от «крестного отца оппозиции», покойного олигарха Бадри Патаркацишвили. Он якобы предлагал ей свою поддержку в «восхождении на престол». Среди «заговорщиков», участвовавших в консультациях по этому вопросу были, как говорят, сама Бурджанадзе, ее супруг Бадри Бицадзе (тогдашний глава Департамента пограничной полиции МВД), парламентарий Валерий Гелбахиани и Патаркацишвили. Информация об этом быстро дошла до Саакашвили и он принял необходимые меры для исключения подобной опасности.
Так или иначе, после того, как Саакашвили после кризиса опять набрал очки, Нино Бурджанадзе заявила о своем уходе. Заверила, что не намерена боле заниматься политикой. Да и расстались с президентом они полюбовно. Саакашвили издал указ о передаче элитного земельного участка Бурджанадзе за символическую сумму - 1 лари (порядка 12-13 рублей).
Ныне этот подарок стал поперек горла Нино Анзоровне. Да, поступок Михаил Николаевича не очень-то соответствует кавказским традициям. Но политикой, как известно, занимаются люди циничные. А вот Нино Анзоровне действительно придется делать хорошую мину при плохой игре. Ее и так, мягко говоря, недолюбливают за ее политическое прошлое. Выросшая в семье советского номенклатурщика, лучшая ученица экс-президента Эдуарда Шеварднадзе и дочь грузинской «революции роз» получила титул «стальной леди» от самого Саакашвили. За стойкость во время ноябрьских событий 2007 года. За это она попросила прощения у нынешних соратников в первый день митингов - 9 апреля.
Простили? Кто-то сказал, что не время вспоминать прошлые обиды, потом разберемся. А кто-то и не проникся митинговым «простите». На одном из блогов, которые ведут грузинские журналисты я прочла обращенный к Бурджанадзе призыв: «Вот только покайтесь не словами, мы-то убедились, что слова для вас ничего не стоят. Покайтесь тем, что для души вашей ценно. Чего ж вы медлите, до сих пор не вернули народу Цхнетское имение, которое приобрели за 1 лари? Вы ж политик, пересильте себя. Или не хотите рисковать? А вдруг не выйдет, вдруг бывший ваш соратник так в отставку и не подаст? Что тогда, остаться и без поста, и без миллионов? Вот и проверим вас. Мы ведь хоть и плюемся, но зла не держим, мы о душе вашей печемся. А покаяние облегчает душу».
До покаяния дело не дошло. Михаил Николаевич не дал времени. И вряд ли у простых людей появится желание выяснять - кто прав, кто виноват в этой дачной истории. Пока Михаил Николаевич с Нино Анзоровной выясняют отношения и спорят по поводу миллионных счетов, большинство их сограждан беспокоит другой вопрос - чем они будут кормить свои семьи уже завтра.