Геннадий Онищенко, выступая на пресс-конференции в среду, даже представить себе не мог, что его слова, оброненные мимоходом, найдут живой отклик в сердцах грузинских виноделов. Глава Российского потребительского надзора просто в очередной раз докладывал о состоянии здоровья своих сограждан. При этом посетовал Онищенко и на пагубную привычку россиян - алкоголизм, которым страдают, по данным Роспотребнадзора, 2,5 миллиона граждан страны. А коли уж врач заговорил о потребителях спиртных напитков, то не смолчал и о качестве питья.
По его сведениям, сейчас на алкогольном рынке появилось нелегальное молдавское вино, которое импортируется в Россию через Белоруссию. Напомним, в 2006 году надзорное ведомство запретило ввоз грузинских и молдавских вин из-за высокого содержания в них пестицидов. Позже некоторые предприятия из Молдавии предоставили свои образцы продукции на экспертизу и получили разрешение на реализацию вин в России. Но аутсайдеры тоже, как видно, не успокоились. «У нас есть все основания подозревать, что через территорию Белоруссии завозятся вино и винные материалы неразрешенных молдавских фирм-производителей, - заявил на пресс-конференции Геннадий Онищенко. - Также есть основания подозревать, что через Белоруссию идет реэкспорт вина и винных материалов из тех регионов, из которых Россия категорически запретила ввоз винных продуктов», - передало агентство ИТАР-ТАСС.
Глава Роспотребнадзора описал процедуру, которую должны пройти желающие торговать в России. Фирма должна подать документы и получить разрешение на проведение экспертизы. А потом представить образцы своей продукции исследователям.
И тут какой-то журналист воспринял сию инструкцию как намек на незавершенные переговоры Онищенко с грузинскими виноделами. И задал вопрос: возможны ли в ближайшем будущем поставки грузинского вина в Россию? Напомним, что в начале года в Роспотребнадзор обратились несколько грузинских фирм и министерство сельского хозяйства. На пробу российским экспертам были высланы лучшие вина Грузии. Геннадий Григорьевич тогда заметил, что эта тема не закрыта, и ее могут рассмотреть «при определенных условиях». Онищенко имел ввиду надежный контроль за производством вина, который может быть обеспечен только при нормальном функционировании государственной власти и доступе российских экспертов на предприятия Грузии.
«Условия» в Грузии не улучшились. Акции протеста оппозиции - тому подтверждение. Поэтому глава Роспотребнадзора и ответил, что пока импорт оттуда не представляется возможным. «А что вы от меня хотите по возвращению грузинского вина, если посольство даже отсутствует?», - процитировал его эмоциональную реплику «Интерфакс». «Я туда поехать не могу, поскольку это вызовет радость у определенных лиц в том регионе, из Роспотребнадзора отправить никого не могу, поскольку нет гарантий обеспечения безопасности, как это было в ходе наших поездок в Молдавию, поэтому даже первый шаг нельзя сделать», - отметил Онищенко.
Комментарии из Тбилиси не заставили себя ждать. Министр сельского хозяйства Бакур Квезерели не понял, зачем Онищенко затронул эту тему, если сейчас никаких переговоров не ведется. «Россия сама была инициатором разрыва отношений, и у нас нет никаких средств воздействия, поэтому подобные заявления с их стороны не понятны», - приводит его слова радио «Коммерсант».
А грузинские виноделы, посылавшие Геннадию Григорьевичу бутылки с солнечным напитком, уже «вообще позабыли о существовании Онищенко» и не ждут его ответа. В компании «Киндзмараульский винный погреб» корреспонденту радио с нескрываемой досадой пояснили, что сложно доверять главе Роспотребнадзора, когда ни за одним его заявлением не следовало реальных действий. Однако менеджеры не скрывают: замена российского рынка сбыта какими-либо другими - сложный и долговременный процесс, который связан с большими финансовыми затратами. «Несмотря на то, что на рынках как европейских, так и других стран интерес к грузинским винам растет изо дня в день, рассматривать какой-либо из них как альтернативу российскому рынку нельзя», - заявляют в компании.
И эта тоска грузинских виноделов по российским любителям вин понятна. До запрета на импорт в Россию Грузия поставляла только северному соседу 40 миллионов бутылок вина в год, и еще 20 миллионов в другие страны. Сейчас она экспортирует во все страны мира чуть больше 12 миллионов бутылок.
Чтобы спасти виноделов и виноградарей, на которых держится хиреющее сельское хозяйство Грузии, правительству следовало бы взять курс на налаживание отношений с Москвой. Или хотя бы не ухудшать их регулярными выпадами в адрес соседнего государства. Ведь российский рынок сбыта нужен, прежде всего, грузинам. А россияне вряд ли даже заметили отсутствие грузинских вин, когда на прилавках такое разнообразие бутылок под чилийскими, французскими молдавскими и иными брэндами. Ну, а Роспотребнадзору сам Бог (не Дионис, конечно) велел стоять на страже качества ввозимого в страну спиртного.