14 апреля, сообщает РИА Новости, президент Грузии Михаил Саакашвили, заявил: «Наша задача для того, чтобы подготовить с Россией настоящий диалог - укрепить наши международные позиции, осуществить интеграцию в евроатлантические структуры, усилить нашу экономику. Россия должна убедиться, что невозможно дестабилизировать обстановку в Грузии как внутри страны, так и за ее пределами. И это будет твердой гарантией того, чтобы начать реальный диалог с целью преодоления того несчастья, которое существует в наших отношениях и которое заключается в оккупации части нашей территории».
Впрочем, за бурное пятилетие своего правления Саакашвили что только не говорил по поводу России. Было и предложение начать отношения с чистого листа, после чего последовали политические заморозки. Даже после августовской войны Саакашвили сделал множество противоречивых заявлений. «Мы не хотим российских танков, но протягиваем руку российским бизнесменам. Наши двери и наши сердца всегда были открыты для российских инвестиций и российских туристов», - заявлял Саакашвили, который иначе как «оккупантом» и «агрессором» Россию ныне не называет.
В первопрестольной неприязни к Михаил Николаевичу не скрывают. Однако вне зависимости от эмоциональных пристрастий политиков, Россия и Грузия были, есть и будут соседями и строить уважительные отношения друг с другом рано или поздно придется.
Между тем, на излюбленной антироссийской волне в Грузии вновь заговорили о войне. Сначала в Грузии стращали усилением военного контингента в Абхазии и Южной Осетии в период обострения внутриполитической ситуации в стране. Потом пугали российскими кораблями, которые якобы направляются к берегам Грузии. Но на этой неделе Михаил Николаевич заверил, что война не намечается. Как сообщает Civil.ge, Саакашвили заявил, что сегодня внутри Грузии и «за ее пределами» концентрация российских вооруженных сил превышает количество, которое было в августе, но сейчас не та ситуация, «чтобы Россия реально возобновила какую-либо широкомасштабную военную авантюру».
По версии Саакашвили войны не будет потому, что «все это (усиление военного контингента в Абхазии и Южной Осетии. - И.П.) было рассчитано на внутренние беспорядки, но Грузия продемонстрировала стабильность, с другой стороны, сейчас мы пользуемся значительно большей международной поддержкой, чем мы имели в августе прошлого года». В лучших традициях черного пиара, Саакашвили одним выступлением постарался убить сразу нескольких зайцев - и продемонстрировать поддержку Запада на фоне внутриполитического кризиса, и вновь лягнуть северного соседа.
У американских экспертов свое видение ситуации на Южном Кавказе. Президенту Михаилу Саакашвили не удастся реализовать возможные планы по возобновлению вооруженного конфликта с Абхазией и Южной Осетией для отвлечения общественного мнения от внутренних проблем страны, заявил один из ведущих американских экспертов по Грузии, доцент Колумбийского университета Линкольн Митчелл. По мнению американского эксперта, как пишет РИА Новости, опасность возобновления боевых действий в Закавказье значительно сократилась, но все еще сохраняется. При этом Митчелл отметил, что «отношения между Грузией и Россией сейчас таковы, что каждый обдумывает, как бы огорчить другого», и для начала конфликта достаточно «какой-нибудь провокации». В этом случае, сказал эксперт, если «российские войска займут еще несколько километров вглубь территории Грузии», то «комментарии Саакашвили по поводу российской агрессии воспринимались бы на Западе как неоспоримые». Такое развитие событий, считает Линкольн Митчелл, поставило бы под угрозу восстановление хороших отношений между Россией и США.
Впрочем, Россия и США прибывают ныне в состоянии «перезагрузки». Михаил Николаевич не скрывает разочарования по этому поводу. В интервью Newsweek на этой неделе Саакашвили посетовал: приход к власти Барака Обамы и его прагматичная политика «может испортить ту Америку, которую я знаю», Америку Буша, в которой «идеализм преобладал над прагматичностью». Впрочем, прагматизм, как известно, - единственно верное руководство в политике. А прагматизм диктует России и Грузии не конфронтацию, а как минимум нормализацию отношений. С учетом новых веяний на мировой политической арене, и до «перезагрузки» грузино-российских отношений недалеко. По крайней мере, и Саакашвили, и его оппоненты, которые не прочь апробировать президентское кресло, все настойчивее тоже настаивают на «перезагрузке» с Россией. Правда, пока с оглядкой на заокеанских друзей.
Ирина Пташковская